Время новостей
     N°49, 25 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2010
Пошлины "мирного" времени
Российской таможне разрешат выходить из кризиса
Вчера на заседании президиума кабинета министров продолжилось обсуждение приложений к бюджету будущего года: рассматривался проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011--2013 годы. Основное содержание документа посвящено предстоящей работе в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а также постепенному переходу от кризисного протекционистского регулирования к посткризисному.

Для начала премьер-министр Владимир Путин сообщил, что кабинет министров одобрил предоставление правительственных гарантий ФИФА для подачи заявки на проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году.

Предваряя повестку заседания, премьер сразу обозначил главную задачу основных направлений таможенно-тарифной политики на следующие три года: «Следует определиться со сроками корректировки антикризисных мер в таможенно-тарифной сфере. Здесь не нужно спешить, но и сохранять высокие пошлины, если отпала причина их введения, тоже было бы неправильно».

По мнению главы правительства, подобная практика «может привести к технологическому застою, злоупотреблениям монопольным положением на рынке, а значит, росту цен». Г-н Путин отметил, что средний уровень импортных пошлин сокращается с 2008 года, когда он составлял 11,5%, до 10,6% в 2009 году (а ведь именно этот год можно считать кризисным, тогда как в 2008 году кризис только начинался), в 2010 году пошлины будут на уровне 10,15%. Политика отказа от протекционизма в отдельных отраслях «должна сопровождаться тонкой настройкой таможенных тарифов, использованием имеющихся инструментов для обеспечения устойчивого развития и диверсификации российской экономики, создания современных производств, в том числе с использованием западных технологий». Так определил задачи таможенно-тарифного регулирования премьер.

Главу правительства волнует качество таможенного администрирования: «Сегодня для участников внешнеэкономической деятельности это проблема номер один, причем наибольшие трудности испытывают производители высокотехнологичной продукции». Г-н Путин при этом сослался на мнение производителей, которое ему приходилось выслушивать во время поездок по регионам: «Можно, конечно, и дальше наращивать усилия по продвижению наших компаний на зарубежные рынки, но если не будут решены элементарные вопросы создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных экспортеров, пользы от принимаемых мер будет немного».

При этом с задачей наполнения казны таможня справляется хорошо. Премьер напомнил, что в прошлом году «даже в условиях кризиса, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, поступления от сбора пошлин составили 2,5 трлн руб., то есть 34% доходов федеральной казны».

Но властям не нужно забывать, что таможенно-тарифное регулирование не только инструмент пополнения бюджета, это, по выражению г-на Путина, «важнейший инструмент повышения конкурентоспособности российской экономики, ее рациональной интеграции в мировое хозяйство». Так премьер плавно перешел к следующему основному блоку обсуждаемого документа -- практической реализации Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Владимир Путин напомнил министрам, что решения и действия в рамках основных направлений таможенно-тарифной политики должны быть согласованы с планами белорусских и казахстанских коллег.

Днем ранее источник в правительстве уточнил, что правительство планирует отмену повышенных импортных и пониженных экспортных пошлин, которые вводились в рамках антикризисного регулирования с целью поддержки отечественных производителей. Первая мера может коснуться новых импортных легковых автомобилей (возврат к докризисным 25% пошлины вместо действующих 30%), вторая -- удобрений (сейчас 0%, предлагается 5%). Предлагалось также изменить условия взимания пошлин на импортную сельхозтехнику -- в настоящее время она составляет 15%, при этом не менее 120 евро для одного киловатта мощности двигателя. Пошлину предлагалось снизить до 60--70 евро за один киловатт мощности двигателя.

На закрытой части заседания президиума правительства ожидалось обсуждение экспорта углеводородов и механизма оборота этой продукции внутри Таможенного союза (напомним, что это один из камней преткновения между Россией и Белоруссией, которая требует отменить пошлины на энерготовары внутри союза), а также выравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты.

Юлия МИРОНОВА