Время новостей
     N°49, 25 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2010
Три Магомеда
Дагестан получил нового спикера
Сессия Народного собрания Дагестана поддержала вчера кандидатуру своего нового председателя и завершила таким образом процедуру формирования новой «триады» высшей республиканской власти. Теперь у власти в Дагестане сразу три Магомеда: президентом в феврале стал Магомедсалам Магомедов, который вскоре предложил пост премьер-министра Магомеду Абдуллаеву. Спикером парламента вчера стал президент махачкалинского футбольного клуба премьер-лиги «Анжи» и директор «Дагестаннефтепродукта» Магомед-Султан Магомедов, принявший полномочия от своего предшественника Магомеда Сулейманова.

Для Дагестана Магомед Магомедов -- примерно то же, что для Рязани Иван Иванов, поэтому остается надеяться, что представители федеральной власти не запутаются в таком количестве созвучных имен. Информационное агентство «Кавказский узел» привело слова имама одной из махачкалинских мечетей. Он пояснил, что Магомедом называют сына родители, которые надеются, что ребенок обретет хотя бы некоторые черты пророка, и теперь республика ждет того же от троих высших должностных лиц.

Магомед-Султану Магомедову 54 года, он родился и вырос в Махачкале и здесь же защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Начинал г-н Магомедов рабочим-мебельщиком, а затем проделал трудовой путь от оператора бензоколонки до генерального директора ООО «Дагестаннефтепродукт». Его считают грамотным специалистом, хорошим управленцем и достаточно состоятельным человеком для того, чтобы заниматься благотворительностью. Но ключевой чертой нового спикера является его кумыкское происхождение. Пресс-служба дагестанской «Единой России» (эта партия, пользуясь правом большинства в заксобрании республики, вносила кандидатуру) сообщила журналистам, ничуть не смущаясь, что президент республики сразу же твердо заявил: спикером будет кумык. Поэтому партия рассматривала только кумыкские кандидатуры. Остается надеяться, что президент Дагестана не сообщил «Единой России» заранее, какой именно кумык имеется в виду.

Магомед-Султан Магомедов известен и в республике, среди кумыков, но при этом, как полагают эксперты, держится на некотором расстоянии от влиятельных кумыкских предпринимателей и традиционного политического ядра кумыкского этноса, которое долго группировалось вокруг Хизри Шихсаидова, ныне депутата Государственной думы. Хизри Шихсаидов много лет возглавлял дагестанское правительство, когда главой республики был отец нынешнего президента Магомедали Магомедов, а спикером Народного собрания -- предшественник Магомедсалама Магомедова на президентском посту Муху Алиев. Тогда и сложилась (вернее, реанимировалась) традиция делить три первых поста в Дагестане между тремя крупнейшими этносами республики: аварцами, даргинцами и кумыками.

Магомедали Магомедов и его сын Магомедсалам -- даргинцы. Муху Алиев -- аварец, как и новый премьер-министр Дагестана Магомед Абдуллаев. Пока аварцы и даргинцы менялись креслами главы республики и спикера, кумыки прочно контролировали правительство. Рокировка, которую произвел даргинец Магомедсалам Магомедов, когда пришел к власти и тут же предложил сформировать кабинет аварцу Магомеду Абдуллаеву, решительно не понравилась кумыкам. Они сразу вышли на многочисленный митинг протеста в Махачкале. У нового президента просто не оставалось иного выхода, кроме как отдать пост спикера кумыкам -- во всяком случае если он предпочитает оставаться в рамках привычных для Дагестана обычаев распределения политического представительства этносов.

Следует отдать должное президенту: Магомедсалам Магомедов предпочел соблюсти правило, но при этом, как и в случае с правительством, формально удовлетворив амбиции этноса, получил фигуру, которая едва ли будет способна играть самостоятельную политическую роль. Некоторое время назад, когда Муху Алиев уже находился в натянутых отношениях с известнейшим миллиардером дагестанского происхождения Сулейманом Керимовым, Магомед-Султан Магомедов отказался от сделки по продаже «Анжи» олигарху, проявив таким образом лояльность по отношению к республиканской власти. На такую же лояльность, видимо, рассчитывает и новый президент, которого, как считают в Дагестане, при выдвижении поддерживал как раз Сулейман Керимов.

То есть при желании выбор кандидатуры спикера можно трактовать как проявление готовности президента Магомедова без предрассудков искать кадровые ресурсы во всех без исключения секторах дагестанского истеблишмента. А также аккуратно использовать сложившиеся устои политической жизни в своих интересах, вместо того чтобы грубо их ломать.

Пока трудно сказать, удовлетворятся ли влиятельные кумыкские группы таким вариантом политического представительства: ведь место спикера хотя и почетно, все равно не так стратегически важно, как пост премьера. С другой стороны, сам факт нового назначения по этническому признаку вновь показал, насколько преждевременны все попытки считать Дагестан гомогенным гражданским обществом и объявлять главным критерием кадровой политики исключительно профессиональные данные. Однако в любом случае новый президент Дагестана продемонстрировал способность достаточно оперативно реагировать на текущие вызовы и принимать вполне самостоятельные кадровые решения.

Сессия Народного собрания, в ходе которой произошла смена спикера, прошла при участии президента. До назначения он сам был депутатом Народного собрания, и вчера стало известно, что вместо него мандат получит Михаил Гашимов, который во время выборов парламента был следующим за Магомедсаламом Магомедовым в соответствующем местном списке «Единой России». В Народном собрании освободились еще четыре места: нескольких депутатов пригласили работать в правительство. С их преемниками такой ясности, видимо, нет, поэтому в Дагестане должны состояться довыборы. По информации «Времени новостей», их собираются провести в апреле, не дожидаясь осеннего дня выборов.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане