|
|
N°124, 15 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Родинка на ягодицах
Форум художественных инициатив интересуется всем, что ниже пояса
«Удивить ежика голой жопой» -- так называется фотоинсталляция берлинского армянина Арчи Галенца, выставленная на открывшемся в конце прошлой недели Форуме художественных инициатив в Новом Манеже. Эта инсталляция является своего рода «квинтом» всей выставки, тема которой «Родина/Отечество». Галенц удалил в фотоаппарате объектив и вместо него вставил дырку большого диаметра. Таким образом отверстию предоставлена возможность фиксировать реальность (родину) без участия режиссерского взгляда, не приукрашивая и не изменяя эту реальность. Оказалось, что информативная ценность (не говоря уж о художественной) такой голой ж... ой, правды -- ноль. Какие-то размытые и засвеченные виды московских улиц. Ну завалившаяся на бок высотка Университета. Ну Кремль с Каменного моста. Ну бабуся идет с авоськой. Ну и что? Претенциозность вкупе с беспомощностью дает один результат -- пошлость. Обидно, что этот результат определяет итоговый в сезоне артфорум.
В нынешнем году Форум художественных инициатив, организованный комитетом по культуре правительства Москвы, проводится в седьмой раз. Бессменным куратором его является искусствовед Георгий Никич. Статус форума -- международный. Среди сорока проектов встречаются немецкие, венгерские, латышские, датские. Но сути дела это не меняет. Подавляющая часть -- продукт откровенно некачественный, недодуманный, недоделанный, неоформленный. Протухший полуфабрикат из советского гастронома. Многие участники заморочились на набившую оскомину со времен фильма Соловьева «Черная роза -- эмблема печали, красная роза -- эмблема любви» игру слов «родина -- родинка». Поиск идентичности через родинки -- как это свежо и оригинально! И голая жопа здесь весьма кстати. Именно на нее накатали карту мира участники творческого объединения «Спорт», прокомментировав фото глубокомысленной дулей: «Ягодицы символизируют два полушария. Родинками обозначены населенные пункты. Таким образом, родинки олицетворяют место рождения, Родину...» Вас еще не мутит от такого дискурса? Тогда подойдем к самарскому стенду «Над синей водой». Этим ребятам тоже не дает покоя анальная идентификация. Ходят они по берегу Волги и фотографируют. Нет, не пейзажи, нет, не красоты, а дачные скворечники, умиляясь трогательным надписям (надо полагать «М»--«Ж») и разнообразным цветам покраски. Сколько раз мы уже видели на выставках фото туалетов-скворечников и писсуаров? Во-во, устанешь считать. Сколько раз заглядывали под хвост корове-родине Олега Кулика? Надоело вспоминать. Тем не менее мазохистское желание смешать себя, свою страну, свою культуру с тем самым продуктом жизнедеятельности кишечника кажется неистребимым.
Очевидно, что большинству участников форума просто нечего сказать. А сказать и потусоваться очень хочется. Вот и создается ощущение, что попали мы на междусобойчик прущихся от своей квазиинтеллектуальной раскованности тинейджеров. Честно говоря, все это можно вообще проигнорировать, когда б не серьезность заявленной темы, когда б не были свежи воспоминания о кассельской «Документе», где проблема идентификации, проблема обретения/утраты Родины часто представлялась (документировалась) как реальный личный выбор между жизнью и смертью. Ответственность за свои слова, за свой выбор в России брать не принято. Анахронизм инфантильного постмодернизма -- тот же род цензуры, уход в несвободу, безответственность. Да и постмодернизмом-то все представленное назвать трудно. Метод предполагает красоту интеллектуальной игры и совершенство визуального воплощения. А выставленное в Новом Манеже ассоциируется с содержимым мусорного контейнера. Исключения можно пересчитать по пальцам. Первое -- инсталляция «Добро пожаловало» художника Дмитрия Цветкова. Из плодов и цветов он сделал новый национальный гербарий. Получилось забавно: как если бы Арчимбольдо иллюстрировал сказку про Чиполлино. Второе -- коллажи «Альтернативный музей» художника Геннадия Гущина. Хрестоматийные картины Гущин микширует с фотографиями из советских журналов. Выходят те еще фантасмагории: «Рыбаки на Волге» тянут атомоход «Россия», в мифических скалах с Гераклом и Циклопом гуляют советские пионеры. Гуляют и ничего не боятся. Постмодернизм! Третье исключение -- просто хорошие и искренние фотографии молодых матерей, выполненные Асей Кендзерской и Людмилой Константиновой. Наконец, четвертое исключение -- «Московская артистамп коллекция» Натальи Ламановой и Александра Холопова. Это собранный путем виртуального общения со многими художниками мира музей вымышленных марок. Художники обмениваются привычными символами почтовых миниатюр (эмблема, портрет, герб, название страны, цена, год). Придумывают смешные подписи и рисуют новые забавные картинки. В итоге родиной всех сорока семи участников проекта оказывается собственно территория искусства, остроумного по замыслу и качественного по исполнению. Жаль только, что внутри помойки нынешнего артфорума Ламанова с Холоповым становятся вынужденными эмигрантами.
Сергей ХАЧАТУРОВ