|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добавочная стоимость
К борьбе с БАД подключается антимонопольная служба
Депутаты Госдумы и регуляторные органы не намерены мириться с нынешней ситуацией на рынке биологически активных добавок (БАД) и собираются в скором будущем значительно ужесточить правила распространения этих продуктов. Как заявила на днях начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирина Васеленкова, на минувшей неделе из Госдумы в антимонопольное ведомство поступил на согласование законопроект, полностью запрещающий рекламировать БАД в СМИ и какими-либо другими общедоступными способами. «В этом документе говорится, что рекламировать БАД можно только на специализированных выставках, конференциях и в изданиях, рассчитанных на медработников. Хочу отметить, что ФАС склонна поддержать эту инициативу», -- сообщила г-жа Васеленкова, выступая на «круглом столе» по БАД в рамках проходившего в Москве международного медицинского форума «Индустрия здоровья».
Стоит отметить, что появление новой законодательной инициативы совпало с провалом в Госдуме всех «антибадовских» поправок к законопроекту «Об обращении лекарственных средств», который был принят во втором чтении в минувшую среду. Наиболее громкая из так и не попавших в законопроект поправок предполагала полное изгнание БАД из аптек и вызвала настоящую панику среди отечественных производителей активных добавок к пище, чей бизнес (в отличие от иностранных компаний) ориентирован именно на аптечную дистрибуцию. «Если бы такая поправка к 52 статье нового законопроекта (регламентирует порядок розничной торговли лекарственными препаратами и допускает присутствие в ассортименте аптек продуктов лечебного питания) была бы принята, то это означало бы, что 70% всех БАД, реализуемых в стране, стали бы нелегальными», -- отмечает исполнительный директор Некоммерческого партнерства производителей биологически активных добавок к пище Марина Пономарева. Именно такая доля легального оборота добавок сейчас реализуется через аптечные учреждения.
Отклонена эта инициатива была во многом благодаря существованию еще одной -- столь же радикальной, но прямо противоположной по смыслу -- поправки, требующей запретить продажу БАД везде, кроме аптек. А также в силу того факта, что некоторые депутаты Госдумы и вовсе требуют принять отдельный закон, регулирующий рынок БАД.
Но радоваться производителям добавок к пище пока рано. О намерении власти сузить рынок товара, зачастую рекламируемого как панацея от всех болезней, но являющегося в лучшем случае плацебо -- безвредными пустышками, и свидетельствует законопроект, поступивший на согласование в ФАС. К тому же представители антимонопольного ведомства, похоже, полностью разделяют мнение коллег из Минздравсоцразвития, курирующих фармрынок, -- те подержали вытеснение БАД из аптек, объясняя это тем, что готовы отвечать только «за лекарства и лечение».
Между тем биологически активные добавки к пище лекарствами не являются, и любое упоминание, например, в рекламе или инструкциях по применению об их лечебных или профилактических свойствах является незаконным. На этой норме, прописанной в законе о рекламе, и основана большая часть претензий ФАС к производителям БАД. «Все три года работы нового закона о рекламе мы наблюдаем просто катастрофическую ситуацию в сфере продвижения БАД, -- говорит Ирина Васеленкова. -- В 100% случаев такая реклама сообщает недостоверные сведения о продукте». Суть таких сообщений сводится к тому, что рекламируемый продукт «лечит». По ее словам, как правило, установить рекламодателя «лживых» роликов не удается, а значит, и претензии, то есть штраф в размере 500 тыс. руб., предусмотренный законом, выставлять некому. «Такая ситуация никого не может устроить, поэтому ФАС некоторое время назад вышла с инициативой ввести ответственность за подобную информацию и рекламораспространителя», -- сообщила г-жа Васеленкова.
Но производители и продавцы добавок еще надеются на продолжение дискуссии во властных кругах. «Особенность сложившейся ситуации в том, что за мошенников, появляющихся на несколько дней со своей агрессивной и недостоверной рекламой и распространяющих свой сомнительный товар с помощью дистанционных продаж, отвечают добросовестные производители, распространяющие свой товар в аптеках и соответственно проходящие двойной контроль -- при передаче товара оптовикам и при вхождении в аптечную сеть», -- отметила в своем выступлении руководитель российской компании «Эвалар» Наталья Прокопьева. По ее словам, неточность формулировок самого закона о рекламе (к примеру, там говорится, что реклама БАД не должна вызывать «впечатление», что речь идет о лекарственном средстве) позволяет регулирующим органам злоупотреблять своими полномочиями. «Как только мы говорим в рекламе хоть о каком-то эффекте, который дает прием БАД, мы рискуем быть обвиненными в недобросовестности. Мы выступаем за корректные формулировки для всех», -- говорит г-жа Прокопьева.
Галина ПАПЕРНАЯ