|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гость в горле
На форуме по миграции говорили о нелюбви россиян к приезжим
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что лишь 15% россиян считает позитивным явлением приезд в нашу страну трудовых мигрантов из-за рубежа. Доля наших сограждан, толерантно настроенных к гастарбайтерам, не превышает 25%. Такие сведения привел директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ), член Общественной палаты Александр Брод, выступая на прошедшем вчера в столичном Президент-отеле международном форуме по проблемам миграции. «Большинство россиян разделяет ксенофобские настроения, и это проецируется на мигрантские меньшинства», -- полагает г-н Брод. По его словам, те же социологические опросы показали, что «молодежь согласна с самыми жесткими мерами по отношению к мигрантам и меньшинствам».
Судя по данным, которые озвучил г-н Брод, только за первые три месяца 2010 года был зафиксирован 31 случай нападения на почве ксенофобии на мигрантов, вследствие чего десять человек погибло и 28 были тяжело ранены. «С одной стороны, мы наблюдаем рост активности экстремистов, национал-радикалов, фиксируем проявления «языка вражды» в СМИ, с другой -- видим полное отсутствие программ просвещения граждан, -- сказал глава МБПЧ в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Люди напуганы миграцией, не понимают, зачем она нужна. Происходит демонизация мигрантов как сплошь коррумпированных людей, которые занимают рабочие места, распространяют болезни и т.п.».
Впрочем, судя по недавнему докладу правозащитного центра «Сова», за прошлый год «количество инцидентов, связанных с расистским и неонацистски мотивированным насилием, существенно сократилось, хотя его уровень и остался устрашающе высоким».
В Федеральной миграционной службе опасения правозащитников считают преувеличенными -- по мнению руководства ведомства, не следует считать, что ксенофобия приняла угрожающие масштабы. «Говорить о том, что в России массово преследуют иностранных граждан, глупо. Единичные случаи есть, но оснований для беспокойства нет», -- заявил в субботу агентству Интерфакс замначальника управления международных и общественных связей ФМС Константин Полторанин. Впрочем, признал официальный представитель миграционной службы, в некоторых российских регионах действительно совершаются преступления на ксенофобской почве.
«Такие нападения -- это отголосок различных непродуманных популистских заявлений, которые делают некоторые наши политики и чиновники», -- считает г-н Полторанин. ФМС не оставит межнациональные отношения без внимания, пообещал чиновник: по его словам, в ведомстве будет создано подразделение, которое "займется вопросами повышения толерантности".
Московские власти с этой же целью разрабатывают карту межэтнической напряженности, заявил в минувшие выходные глава комитета межрегиональных связей и национальной политики столичного правительства Михаил Соломенцев. «Уже сейчас в каждой префектуре созданы межведомственные рабочие группы по национальным вопросам. Возглавили их заместители префекта, а в состав вошли представители ГУВД, ФСБ, ФМС, департаментов культуры, образования, социальной защиты, спорта», -- сообщил г-н Соломенцев.
Пока же в Общественную палату «постоянно поступают жалобы от иностранных граждан, которые сетуют на поборы и вымогательство со стороны правоохранительных органов», -- об этом в своем докладе на миграционном форуме заявил Александр Брод. Другой участник конференции -- президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин отметил, что большинство гастарбайтеров-нелегалов «не могут оформиться из-за коррупции отвечающих за регистрацию чиновников». Всего в России, по словам г-на Амина, постоянно находится около 16 млн приезжих из стран дальнего и ближнего зарубежья. По официальным (и по понятным причинам приблизительным) данным, в Москве на 200 тыс. зарегистрированных мигрантов приходится 800 тыс. нелегалов.
Маджумдер Мухаммад Амин в очередной раз озвучил предложение, которое, по мнению Федерации мигрантов, могло бы вывести гастарбайтеров из подполья: он призвал власти провести разовую амнистию нелегалов, если те не совершили никаких правонарушений, кроме незаконного въезда в Россию или превышения срока пребывания. «Кроме того, нужно усовершенствовать систему квотирования разрешений на работу для приезжих из стран, с которыми РФ заключила соглашения о безвизовом режиме, -- обратился с призывом к российским властям г-н Амин. -- Региональные власти сами должны решать, в каком количестве работников они нуждаются».
Сейчас, как заявил «Времени новостей» Александр Брод, по-прежнему нет четкого понимания, в каких отраслях и регионах существуют вакансии, куда нужно направлять трудовые потоки. «Есть претензии к ведомствам, которые проводят мониторинг рынка труда. «Роструд» не справляется с этой задачей», -- пояснил правозащитник.
По словам г-на Брода, участники форума надеются на облегчение положения гастарбайтеров после принятия разработанных ФМС поправок в миграционное законодательство. «Высказывались мнения, что ныне действующий механизм квотирования иностранной рабочей силы достаточно коррупционен -- квоты зачастую становятся предметом торга», -- рассказал г-н Брод. Практически все представители НКО и землячеств, приглашенные на форум, говорили о том, что в России полностью отсутствует программа социальной адаптации мигрантов.
«Работу с мигрантами нужно начинать еще в странах исхода, -- выразил общее мнение Александр Брод. -- Следовательно, к этой работе нужно привлекать и ФМС, и МИД, и российские посольства и консульства в этих странах с тем, чтобы они предоставляли информацию потенциальным трудовым мигрантам. Регионы также должны готовиться -- необходимо создавать центры социальной адаптации иностранцев. На это потребуются дополнительные средства».
Михаил МОШКИН