|
|
N°46, 22 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сменили гнев на малость
Акции протеста в минувшие выходные отличались немногочисленностью
Несистемная оппозиция, попытавшаяся расширить спрос на протест, вызванный многотысячным январским митингом в Калининграде, не сумела в минувшие выходные развить свой успех. На всероссийскую акцию протеста, названную «днем гнева», которая прошла более чем в 20 городах страны, пришло намного меньше людей, чем ожидали организаторы из «Левого фронта», движения «Солидарность», Объединенного гражданского фронта и примкнувшей к ним в ряде городов КПРФ. Пожалуй, единственной оппозиционной силой, которая доказала свое право быть услышанной Кремлем, оказалась Федерация автовладельцев России (ФАР), собравшая в разных регионах страны несколько тысяч человек. Тем не менее региональные власти не смогли остановить тех, кто не пожелал ограничиться перечислением экономических лозунгов и требовал сразу отставки премьера Владимира Путина.
В Москве полномасштабную акцию протеста удалось организовать лишь Федерации автовладельцев России. Автомобилисты накануне акции согласились на условия властей провести свой митинг не на Поклонной горе, а на набережной Тараса Шевченко. Уже к 13 часам выразить свой протест против повышения транспортного налога, дороговизны бензина, повышения платы за ОСАГО и строительства безальтернативных платных дорог собралось более 500 человек. У входа на митинг всем желающим раздавали желтые ленточки -- по ним можно было опознать участников несанкционированного автопробега по Садовому кольцу, который был запланирован сразу после окончания митинга. Среди митингующих, впрочем, были не только участники «марафона», но и представители «Движения против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). В каком качестве члены ДПНИ, которых на митинг пришло около 20 человек, приняли участие в акции ФАР, неизвестно, но в толпе презрительно усмехались, что с таким «подкреплением» автовладельцам теперь не стоит рассчитывать на серьезное отношение федеральных властей. «Нами теперь займутся скорее менты, а не правительство», -- эту фразу корреспондент «Времени новостей» слышал от одного из раздосадованных митингующих. Помимо полотнищ ДПНИ над головами пришедших на автомобильный митинг развевались флаги профсоюзов дальнобойщиков, ассоциации байкеров, партии «Правое дело» и даже «Армии воли народа».
Митинг начался с минуты молчания. Собравшиеся почтили память погибших в ДТП на Ленинском проспекте акушера-гинеколога Веры Сидельниковой и ее невестки, врача Ольги Александриной, чей малолитражный Citroen столкнулся с представительским Mercedes вице-президента компании ЛУКОЙЛ Анатолия Баркова. Взявший слово председатель комитета защиты прав автомобилистов Алексей Дозоров сразу заявил, что в основе произвола сотрудников милиции и ГИБДД по отношению к гражданам лежит неудовлетворительная работа российских судов. Лидер ФАР Сергей Канаев в свою очередь озвучил главную тему митинга, потребовав внесения изменений в постановление о строительстве платных дорог, запрета на передачу дорог в пользование любому юридическому и физическому лицу, а также выступил за то, чтобы призвать ГИБДД использовать видеосъемку в качестве доказательства нарушения правил дорожного движения. «Я понимаю, что осуществить последнее требование будет очень сложно, но по-другому защитить автовладельцев от произвола инспекторов нельзя», -- вещал с трибуны Сергей Канаев. Если же чиновники не выполнят требования водителей, ФАР планирует инициировать референдум, на который вынесет вопрос о принятии специального закона «об ответственности и наказании власти». К тому моменту, когда лидер ФАР призвал к отставке главу столичного ГИБДД Сергея Казанцева, количество людей, пришедших на акцию, перевалило за тысячу. После окончания мероприятия толпа двинулась к своим автомобилям, чтобы успеть к началу автопробега, который стартовал возле здания РИА Новости на Зубовском бульваре.
В автопробеге приняли участия более 200 автомобилей, с трудом передвигавшихся по загруженному Садовому кольцу с привязанными к антеннам желтыми ленточками и включенными аварийными огнями. Протестантов сопровождали две автомашины «Урал», набитые ОМОНом, и несколько десятков автомобилей ГИБДД. Пользуясь тем, что поток двигался крайне медленно, инспекторы останавливали практически каждую машину, выделявшуюся из потока опознавательными знаками участника автопробега. Гаишники тщательно проверяли внешний вид автомобилей, придираясь к каждой мелочи, вроде аптечки или грязных номерных знаков. Тех, кто не мог найти достойного оправдания своим «проступкам», сотрудники ГИБДД тормозили до окончания автопробега, так что в итоге многие «неподготовленные» автолюбители коротали время на обочине Садового кольца, махая вслед уезжающим соратникам. Однако закончилось все мирно: совершив два круга по намеченному маршруту, автовладельцы разъехались. Организатор акции Сергей Канаев отметил, что мероприятие прошло удачно. «Наш протест был увиден и услышан», -- процитировал Интерфакс слова лидера ФАР.
В то время пока автовладельцы праздновали успех одного мероприятия и готовились принять участие в другом, на Пушкинской площади разворачивалась драма с участием лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова, сотрудников милиции и журналистов, окруживших плотным кольцом активиста. Напомним, что столичные власти отказались согласовывать акцию оппозиции на Пушкинской площади и шествие по Тверскому бульвару. В качестве альтернативы протестантам была предложена Болотная площадь, которую организаторы митинга категорически отвергли. Компромисс найти так и не удалось, и оппозиция объявила о том, что выйдет на Пушкинскую, чего бы ей это ни стоило.
В результате на несанкционированный властями митинг пришло чуть более 200 человек. Однако большинство митингующих подтянулись на Пушкинскую слишком поздно, чтобы защитить тов. Удальцова. Не успел лидер «Левого фронта» в очередной раз раскритиковать «коррумпированную» столичную власть и мэра Москвы Юрия Лужкова, как сотрудники милиции схватили его и потащили к «пазику». По пути к автобусу тов. Удальцов кричал: «Лужкова в отставку!» и «Пожалуйста, представьтесь!» Однако и после задержания Сергея Удальцова и еще нескольких «буйных» оппозиционеров акция протеста не закончилась, а сместилась в сторону по Бульварному кольцу. Молодые активисты движений «Оборона» и «Левый фронт» устроили импровизированное шествие по Сретенскому бульвару, памятуя о запрещенной акции на Тверском бульваре. Приближаясь к станции метро «Трубная», молодые люди перекрыли проезжую часть, растянули плакат и закричали: «Путина в отставку». Милиционеры опомнились только тогда, когда протестанты дошли до метро. Там и были окончательно задушены остатки протестной активности столичного «дня гнева». Итогом этой акции стало порядка 60 задержанных.
По мнению одного из организаторов акции, директора движения «За права человека» Льва Пономарева, в столкновениях митингующих с милицией виноваты прежде всего сами столичные власти. «Мы подавали заявку на шествие по Тверскому бульвару и на митинг у памятника Пушкину. В России, напомню, действует уведомительный характер проведения гражданами митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», -- пояснил он корреспонденту «Времени новостей». Однако власти дали ответ на заявку не в течение трех дней (как полагается по закону), а позже, не предложив при этом другого маршрута шествия. Правда, за три дня до акции столичные чиновники все-таки разрешили пикет на Чистопрудном бульваре, но было уже поздно, поскольку «люди настроились на Пушкинскую», напоминает г-н Пономарев.
Тем не менее, отмечает Лев Пономарев, в СМИ было объявлено, что акция не согласована, и поэтому на Пушкинскую пришли те, кто априори был готов к столкновениям с милицией. «Остальных мы призывали прийти на Чистопрудный бульвар, на согласованный пикет», -- поясняет лидер движения «За права человека». По словам г-на Пономарева, стремление участников «дня гнева» во что бы то ни стало выйти именно на Пушкинскую площадь было продиктовано раздражением по поводу волюнтаризма властей, которые «сегодня разрешают, а завтра не разрешают». «На той же Пушкинской площади очень часто проходят санкционированные митинги: в частности, недавно свою акцию устраивала не только ЛДПР, но и вполне оппозиционная организация -- Союз офицеров, -- подчеркивает Лев Пономарев. -- 6 марта нам согласовали митинг за коренную реформу милиции, который легально прошел на Триумфальной площади, хотя лозунги были довольно радикальными». Но на сей раз власти, видимо, не устроил персональный состав подателей заявления, считает Пономарев. «Если бы заявителем был только я, тогда, может быть, и разрешили. А Удальцову (так же как и Лимонову, например) ни за что не разрешат», -- полагает собеседник «Времени новостей».
В Санкт-Петербурге акции протеста прошли более мирно. На митинг, организованный движением «Солидарность» и «Объединенным гражданским фронтом» Гарри Каспарова, пришло, по некоторым данным, около 1000 человек, а на акцию коммунистов -- 500 человек. Жители северной столицы выступали против строительства башни «Газпрома» «Охта-центр», а также против политики федеральных властей. Лозунг «Правительство Путина -- в отставку!» на родине премьера тоже был озвучен, но задержаний там не проводилось, хотя акцию контролировало большое количество милиции.
В отличающемся с недавних пор протестной активностью Владивостоке на улицу вышло, по разным оценкам, от 1000 до 1,5 тыс. человек. Дальневосточники, так же как и жители центральной части России, выступали с лозунгами, направленными в адрес федеральных властей. На митинге, организованном КПРФ, «Яблоком», «Справедливой Россией» и общественной организацией ТИГР, звучали призывы вернуть выборы губернаторов, поднять пенсии, вернуть натуральные льготы, снизить цены на лекарства, не повышать тарифы ЖКХ, а также исключить из технического регламента о безопасности колесных транспортных средств ограничения на регистрационные действия с праворульными японскими автомобилями. «Власть должна быть более жесткой по отношению к тем, кто хищнически опустошает кошельки россиян», -- цитирует РИА Новости слова одного из лидеров движения ТИГР (Товарищество инициативных граждан России) Приморья Артема Самсонова.
Вячеслав КОЗЛОВ