|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он пришел плюнуть на ваши могилы
«Стан Хельсинг» на московских экранах
В канун Дня всех святых работник заштатного видеопроката Стан Хелсинг (Стив Хоуи), сопровождаемый компанией друзей и подруг, не отягощенных интеллектом в еще больше степени, чем он сам, отправляется в городок Линвуд, чтобы забрать у жены босса просроченные диски. В результате они оказываются на территории некогда сгоревшей киностудии, где худо-бедно существует сообщество людей, страдающих под гнетом кинематографических монстров Фредди Крюгера, Майкла Майерса, Джейсона, Кожаного Лица, в общем всей честной компании, пугающей кинозрителей вот уже четверть с лишним века. Местные жители признают в Стане потомка легендарного борца с нечистью Абрахама Ван Хелсинга -- и вместо того, чтобы спокойно забрать диски и отправиться восвояси, Хелсингу-младшему приходится вступить в неравную схватку с оравой экранных чудовищ.
Фильм Бо Зенги (к слову, человека, попавшего в свое время в почетный список «ста людей, которых вы должны знать в Голливуде») кажется предприятием настолько же бессмысленным и нелепым, как попытка с помпой отпраздновать Хеллоуин ранней весной. И из-за этой вопиющей неуместности создается ощущение, что в фильме плохо абсолютно все.
Понятно, почему за этот проект взялся именно Зенга. В свое время он был исполнительным продюсером ставшей суперхитом проката и породившей череду продолжений пародии «Очень страшное кино», где высмеивался только-только к тому времени сложившийся канон фильмов ужасов последних двух десятилетий в диапазоне от «Крика» до «Звонка». Теперь он обратился к пласту более раннему, классике жанра 80-х годов, каковая и составляет львиную долю ассортимента всякого уважающего себя видеопроката вроде того, в котором работает Стан. Но тут происходит первая и, пожалуй, самая фатальная ошибка -- высмеивая не самые новые фильмы, сарказм по отношению к которым в состоянии понять только люди, уже вышедшие из критически тинейджерского возраста, Зенга использует приемы из чужого и не сказать чтобы очень достойного арсенала. «Стан Хелсинг» сварганен по лекалам даже не «Очень страшного кино» -- от него тут, пожалуй, только дизайн рекламного плаката, на котором все герои с разной степенью комфорта расположились в гипотетическом зрительном зале, -- а серии «пародийных» «комедий» (иначе как в кавычках в данном случае писать эти два слова никак нельзя) кисло-сладкой парочки Джейсона Фридберга и Аарона Зельцера -- «Киносвидание», «Очень эпическое кино», «Знакомство со спартанцами» и прочее в том же духе. Все они были созданы по одному и тому же принципу: на съемочную площадку выпускали некоторое количество малоизвестных и в основном вопиюще бездарных и необаятельных актеров, кое-как переодетых и загримированных под персонажей последних блокбастеров, причем ни о каком пародировании в прямом смысле слова речи не шло: псевдогерои бессмысленно передвигались по экрану, время от времени сталкиваясь и шумно друг друга узнавая (видимо, в помощь той части потенциальной аудитории, которая не смогла бы без подсказки узнать даже Супермена или капитана Джека Воробья), и выражали буйную радость по этому поводу с помощью безотказного набора желудочно-кишечных и мочеполовых «шуток» (и снова без кавычек не обойтись). Стан Хелсинг со товарищи в этом плане, конечно, посимпатичнее -- они хотя бы пару раз пытаются побалагурить о кинематографическом контексте, но все равно недалеко ушли. Особенно больно смотреть на кумира детства Лесли Нильсена, который еще совсем недавно был одним из самых уморительных комиков, работающих с призрачной материей истинного дистиллированного идиотизма, не скатываясь в плоскую похабщину. Теперь лицезреть его так же неловко, как некогда пожилых звезд советского кино, вынужденных кривляться в кооперативных комедиях.
Но обиднее всего в этой ситуации, конечно же, за хрестоматийных злодеев, с которыми Стан борется и которых непонятно за какие заслуги побеждает. Право, антигерои «Пятницы, 13» и «Кошмара на улице Вязов», «Восставших из ада» и «Детской игры», «Хеллоуина» и «Психоза» достойны куда лучшей участи, чем превратиться в несмешных коверных на дурно срежиссированном капустнике. Некоторое время назад было очевидно, что главная напасть, поджидающая классический хоррор в наши дни, это череда ремейков нового поколения, в которых не требующие переделки фильмы адаптировались под сильно испорченный Интернетом и экстремальными видами спорта вкус нового поколения. Но по контрасту с такого рода пародиями, пугающие новоделы кажутся верхом такта и адекватности. Если сравнивать ситуацию с погребальными обрядами, то ремейки кажутся пусть необязательным, но весьма эффектным, хотя и громоздким надгробием. Тогда как «Стан Хельсинг» -- выгребной ямой, в которую останки сбросили как попало и присыпали сверху обертками от гамбургеров и пустыми пластмассовыми стаканчиками.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ