|
|
N°47, 23 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пламенный привет
"Охта-центр" проверят на огнестойкость
Материалы фасадных конструкций 403-метровой доминанты общественно-делового центра (ОДЦ) "Охта" проверят на огнестойкость перед тем, как начать строительство башни. Об этом "Времени новостей" заявили в Научно-инновационном центре строительства и пожарной безопасности, который выиграл конкурс на проведение этих работ. В ближайшее время специалисты этого учреждения приступят к разработке плана испытаний. Таким образом, дочерняя компания "Газпромнефти" -- ОАО "ОДЦ "Охта" -- ответственная за строительство небоскреба, сделала очередной шаг к реализации грандиозного и скандального архитектурного проекта.
Напомним, что инвестор действует на основании постановления правительства Петербурга от 22 сентября 2009 года, которым была утверждена предельная высота небоскреба -- 403 метра. Оппозиция борется не против возведения башни, а против выбранного для этих целей места -- устья реки Охта, через Неву напротив Смольного. В результате "газоскреб" может вырасти хотя и не в историческом центре Петербурга, но в непосредственной близости от него и возвышаясь над ним.
Предложи инвестор строить небоскреб в одном из спальных районов Петербурга, ликовал бы весь город, поскольку подобный проект оживит любой депрессивный район -- инфраструктурно и культурно. Но большому бизнесу нужен только центр города. А петербургским чиновникам нужен сам большой бизнес, поскольку город с 1950-х годов находился в состоянии критического недофинансирования. Поэтому Смольному пришлось искать компромисс. И власти Петербурга отдали застройщикам пограничный с историческими дворцами участок, где запреты не настолько категоричны.
В этой зоне, согласно существующему высотному регламенту, нельзя возводить объекты более 100 метров. Но, как пояснили "Времени новостей" в ОДЦ "Охта", этот норматив относится к рядовой застройке кварталов и не должен распространяться на здания высотных доминант. Ведь в дореволюционном Петербурге ограничение в 21,5 метра для карнизов рядовой застройки нарушалось шпилями, куполами и башнями соборов. Такого же мнения придерживаются и члены правительства Петербурга, утвердившие высотность проекта.
Пока ни в одном из 20 судебных процессов, так или иначе связанных с "Охта-центром", его противникам не удалось преодолеть "доминантное исключение". Все попытки оппозиции через референдум узнать мнение горожан на эту тему провалились -- городское законодательное собрание не дает разрешения на проведение референдума. Смольнинский районный суд по заявлению группы активистов --"яблочников" Максима Резника, Бориса Вишневского, Михаила Амосова, Юлия Рыбакова и члена координационного совета общественной организации "Охтинская дуга" Анны Черновой, оспаривающих вышеупомянутое постановление правительства Петербурга, назначил две экспертизы -- строительную и историко-культурную. Ориентировочные сроки их проведения -- конец марта.
Также все стороны ждут главной государственной экспертизы, без которой, по заверению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, строительство "Охта-центра" не начнется. Но испытание огнем фасадных материалов будущего здания уже не за горами.
И сторонники, и противники однозначно называют "Охта-центр" символом эпохи. Каким 300 лет назад был сам Петербург. История повторяется. Как сама новая столица империи когда-то вызывала полярные мнения, так вызывает их и "Охта-центр". Одни говорят, что доминантой попирается память Петра, другие утверждают, что, наоборот, возвеличивается.
На первых этапах реализации проекта слово взяли архитекторы. Окончившие одни и те же вузы, учившиеся у одних и тех же педагогов, они высказывали диаметрально противоположные оценки "Охта-центру". Одни выходцы из Ленинградского инженерно-строительного института (ныне -- Государственный архитектурно-строительный университет) -- главный архитектор проекта Филипп Никандров со товарищи -- проектировали доминанту. Другие выходцы из этого вуза -- его профессор, член градостроительного совета Петербурга Владимир Линов и его единомышленники -- предлагают искать иное объемно-пространственное решение. Поскольку высота башни такова, что она будет присутствовать в 80% видов исторического центра, накладываясь фоном на исторические шпили и купола, например, Михайловского замка и Никольского собора.
Следом за ними в полемику вступили археологи.
Заместитель директора Северо-Западного научно-исследовательского института культурного и природного наследия, сотрудник Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Петр Сорокин, занимавшийся раскопками этого участка с 1980-х годов, говорит, что нашел "петербургскую Трою". Остатки фортификационных сооружений крепости Ландскрона и двух периодов крепости Ниеншанц, могильник XVI--XVII веков, а чуть глубже неолитическое поселение с остатками деревянных рыболовных сооружений и немалого числа орудий труда. Всего порядка 10 тыс. артефактов. И там еще копать и копать. Свято место пусто не бывает.
Коллеги и соратники Сорокина -- академики и члены-корреспонденты РАН -- месяц назад отправили на имя министра культуры Александра Авдеева письмо, в котором сообщили, что археологическая территория площадью 33 950 квадратных метров занимает примерно 72% площади земельного участка, выделенного городом инвестору на праве собственности и если не встать на ее защиту, то историко-культурный памятник будет уничтожен: "По закону все эти объекты находятся под охраной государства со дня их обнаружения, но летом прошлого года распоряжением комитета, отвечающего за охрану памятников на территории Петербурга, границы существующего объекта культурного наследия были произвольно изменены таким образом, что объекты, выявленные в ходе раскопок, оказались практически полностью выведены из-под государственной охраны".
А в конце прошлого года раскопки на Охтинском мысу возглавила другая коллега Петра Сорокина по ИИМК -- кандидат исторических наук, специалист по энеолиту Туркмении Наталья Соловьева. И по договору с застройщиком она намеревается закончить работы в течение апреля. Ее коллеги и единомышленники объясняют, почему так быстро: "Ниеншанц как памятник истории и архитектуры имеет минимальную ценность. Это стандартное деревоземляное укрепление с небольшими каменными фрагментами, в переводе со шведского названное "Невским окопом". Потому что таких крепостей тогда и в пару последующих веков были тысячи".
За ними на разных языках заговорили геологи.
Заведующий отделом региональной геоэкологии и морской геологии Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Спиридонов, его коллега Борис Дверницкий утверждают, что теоретически построить башню на Охте, наверное, можно, но не стоит: "Охта-центр" расположен в зоне, где сходятся три блока геологических массивов. Они находятся в движении, в зоне тектонической активности и неотектонических рисков. И если не реализовывать программы оценок этих рисков, башня может рухнуть, накрыв собой Охтинский мост".
А другие их коллеги сами собираются рыть под "Охта-центром" землю. Заведующий кафедрой оснований и фундаментов Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Улицкий заявляет, что исследования, проведенные четырьмя независимыми институтами, доказали возможность безопасного возведения в устье реки Охта высотных сооружений с большой нагрузкой. И что просадка будущего высотного здания исключена.
Горожане тоже относятся к башне по-разному. Одни петербуржцы во главе с Михаилом Боярским и Валерием Гергиевым пишут письмо президенту страны Дмитрию Медведеву, сообщая, что они уже не представляют себе Петербурга без "Охта-центра". Другие во главе с литераторами Яковом Гординым и Андреем Арьевым просят президента обратить пристальное внимание на ход принятия решений о строительстве небоскреба, не оставлять этот вопрос на откуп петербургских властей. Потому что реализация проекта будет означать конец Петербурга как уникального архитектурного ансамбля, который не принадлежит ни местной, ни корпоративной власти, а является духовным и историческим наследием всех граждан России.
Но ни сторонники, ни противники "Охта-центра" пока не нашли официальной поддержки федеральных властей, что скорее на руку чиновникам Петербурга и строителям небоскреба, поскольку доминанта "Охта-центра" собирается вместить не только головной офис "Газпрома", но и топ-менеджмент других крупных компаний, присутствующих в стране. Точнее, в Москве. Их переезд лишит столицу огромных налоговых отчислений в пользу столицы северной.
"Газпром" уже одной ногой в Петербурге -- в середине нулевых сюда перебралась уже упоминавшаяся выше "Газпромнефть", за ней последовала "Транснефть". А следом за ними -- десятки сырьевых, телекоммуникационных, финансовых компаний.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург