Время новостей
     N°46, 22 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2010
Оранжевая эволюция
Количество калининградских недовольных резко уменьшилось, зато выросла выручка продавцов мандаринов
Митинга 20 марта в Калининграде многие ждали -- что покажет третья волна протестной активности? Первый митинг (декабрь 2009 года) собрал около 4 тыс., второй (январь 2010-го) -- уже 10 тыс. Когда подавалась заявка на проведение третьего, в ней организаторы указали, что выразить свой протест планируют 20 тыс. человек. Власти, однако, предприняли все меры, чтобы снять накал страстей. В немалой степени им это удалось. Оппозиционная коалиция развалилась (см. "Время новостей" от 17 марта), и митинг, вернее, флешмоб оказался не столь многочисленным.

В субботу к часу дня многие калининградцы пришли к Дому советов -- главному местному недострою, возле которого нередко проводятся массовые мероприятия. В этот раз там работала сельскохозяйственная ярмарка. Именно необходимость обеспечить работу ярмарки стала тем основанием отказа городской администрации в проведении митинга его инициаторам -- общественной организации «Справедливость», в основе которой бывшие перегонщики иномарок из Европы в Россию. Муниципальные власти предложили митинговать в других местах, подальше от центра города -- на стадионе «Пионер» или бывшем аэродроме Девау. Организаторов митинга эти варианты не устроили, они заявили, что будут настаивать на своем -- только Дом советов, компромисса быть не может. Как оказалось, может.

Уже через несколько дней (они были посвящены встречам с властью -- много времени на общение выделил губернатор Георгий Боос, оппозицию буквально душили в объятиях) «Справедливость» от проведения митинга отказалась. Это было неоднозначно воспринято теми, кто поддерживал лидеров «Справедливости» и прочих относящих себя к оппозиции политиков. Аргументы о том, что силовики превратят митинг в настоящую «бойню», которая поставит крест на любом вольнодумстве в Калининградской области на долгие годы вперед, далеко не все сочли соответствующими действительности.

В результате 20 марта в Калининграде вместо митинга случился мандариновый флешмоб. Его инициаторы в местном интернет-сегменте призывали прийти на ярмарку, взяв с собой мандарины, а потом бросать их там и давить ногами. Мандарины были избраны в качестве символа протеста, потому что именно так на интернет-форумах калининградские пользователи прозвали Георгия Бооса, сочтя его действия похожими на поведение китайских чиновников-«мандаринов».

В субботу лил дождь, покупателей на ярмарке было не очень много, милиция пропускала всех через «рамки», проверяла сумки. Молодые люди в масках (вроде тех, что носят при эпидемии гриппа) раздавали желающим мандарины. Применение им находили разное -- кто-то ел, кто-то жонглировал, кто-то насадил на антенну. Попутно раздали значки с надписями No Boos, «Е...ная Россия». Один пожилой мужчина пришел с российским флагом, к которому прикрепил изображения пауков. Он объяснил подошедшему полковнику милиции, что пауки -- это олигархи и чем быстрее олигархи из страны исчезнут, тем быстрее флаг очистится. Старика хотели увести куда подальше, однако со всех сторон его и милиционера обступили люди и, поднимая руки с мандаринами вверх, скандировали: «Свободу!», а потом: «Бооса в отставку!»

По данным УВД, активных любителей мандаринов было 157 человек («Мы посчитали их по головам», -- заявили в УВД), всего же на ярмарке было 2,5 тыс. За всем происходящим внимательно наблюдали иностранные журналисты (их было необычно много) и сотрудники зарубежных дипмиссий (например, на митинге засветился бывший генеральный консул Швеции в Калининграде Маннэ Венгборг -- после закрытия генконсульства он перешел на работу в посольство в Москве).

Георгий Боос на ярмарке днем не появился -- он был там рано утром и купил (чтобы, видимо, никто не подумал, будто у него аллергия на цитрусовые) несколько ящиков мандаринов. Г-н Боос предложил посетителям ярмарки отдавать мандарины в детский дом. Сам же он с полудня до четырех часов в субботу общался с калининградцами посредством телевизора, впервые в региональной практике устроив телемост.

Г-на Бооса прежде упрекали в том, что его стиль управления корпоративен и «монологичен», а сам он уклоняется от реального диалога с населением, заменяя его разными подделками вроде ручной Думы или различных консультативных советов. Губернатору даже пришлось ввести уникальную по региональным меркам должность своего заместителя, которому поручено заниматься исключительно внутренней политикой Калининградской области. Поэтому можно было ожидать, что такие программные претензии будут озвучены и в ходе телемоста.

Однако все общение жителей области с губернатором свелось к частным жалобам. Люди спрашивали у Георгия Бооса, почему в Калининграде нет бесплатных туалетов, почему так мало внимания уделяется переселенцам, инвалидам, светит ли региону упрощение визового режима с соседними странами, почему такие высокие тарифы на услуги ЖКХ и почему так трудно устроить ребенка в детский сад. На одни вопросы г-н Боос отвечал обстоятельно и по существу, ответы на другие вызывали недоумение даже у его подчиненных (он, в частности, заявил, что дети всех чиновников должны покинуть муниципальные детские сады и перейти в частные, освободив таким образом места для очередников).

Тем не менее общаться с людьми по телевизору в стиле ежегодных прямых линий премьер-министра Владимира Путина калининградскому губернатору понравилось. Диалог оживляла "приглашенная звезда", известный столичный теле- и радиоведущий Владимир Соловьев. Г-н Боос сообщил, что радовать калининградцев прямым телеобщением теперь собирается каждый квартал вплоть до сентября, когда кончается срок его полномочий: «Я хотел бы остаться на второй срок, если президент так решит, а люди оценят мою работу положительно».

Вадим СМИРНОВ, Калининград