|
|
N°46, 22 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зачем ждать, когда нагрянет стихия?
Ни одна страна не может себе позволить игнорировать уроки землетрясений в Чили и Гаити. Мы не способны предотвратить подобные стихийные бедствия. Зато мы можем значительно сократить их последствия, если заранее примем правильные меры.
Неделю назад мне довелось побывать в зоне чилийского землетрясения и убедиться в том, как много жизней было спасено благодаря тому, что лидеры Чили усвоили уроки прошлого и отреагировали на предупреждения о приближающемся бедствии. Благодаря строгим строительным нормам и правилам в сейсмических районах удалось избежать гораздо большего числа пострадавших. Заблаговременная профессиональная подготовка и оснащение бригад быстрого реагирования позволили оказать помощь в течение нескольких минут после толчка. Когда правительства действуют, сознавая ответственность за будущие и нынешние вызовы, это способствует предотвращению человеческих жертв в большей степени, чем любые усилия по оказанию помощи.
Несмотря на силу землетрясения (8,8 балла по шкале Рихтера), которое было пятым крупнейшим землетрясением за всю историю их фиксирования, число погибших в Чили измеряется сотнями. А в Гаити землетрясение значительно меньшей магнитуды унесло жизни сотен тысяч людей. Там не существовали или не применялись соответствующие строительные нормы и правила, а уровень готовности оставался крайне низким.
Ни одна страна не застрахована от стихийных бедствий -- будь то землетрясения или наводнения, бури или засухи. Стихийные бедствия все большей интенсивности обрушиваются на все пять континентов в результате, как мы полагаем, изменения климата. Многие беднейшие люди планеты живут в крупных густонаселенных городах, находящихся в зоне высокого риска наводнений или землетрясений, а зачастую того и другого.
Необходимо распространять культуру уменьшения опасности бедствий. В 2005 году правительства 168 стран приняли Хиогскую (делегаты конференции собрались в городе Кобе префектуры Хиого в Японии. -- Ред.) рамочную программу действий -- десятилетний план, нацеленный на то, чтобы обезопасить мир от бедствий, вызываемых природными катастрофами. Программа дает властям государств план действий по оценке и сокращению опасности путем планирования, обучения специалистов и улучшения информационно-просветительской работы с населением. Например, она предусматривает, чтобы школы, больницы и другие важнейшие учреждения социальной инфраструктуры отвечали стандартам безопасности.
На основе Хиогской рамочной программы действий ООН сделала уменьшение опасности стихийных бедствий одним из приоритетных направлений своей работы. Я назначил специального представителя по выполнению Хиогской рамочной программы действий. В прошлом году в Бахрейне я представил первый глобальный оценочный доклад об уменьшении опасности стихийных бедствий.
Прогресс очевиден. В 1970 году циклон «Бхола» унес 500 тыс. жизней в Бангладеш. Позднее на подъемных бетонных площадках было воздвигнуто 2,5 тыс. убежищ от циклонов, а свыше 32 тыс. добровольцев было обучено оказанию помощи при эвакуации. Когда в 2007 году на страну огромной морской волной обрушился циклон «Сидр», погибло менее 4 тыс. человек. А неподготовленной Мьянме подобное бедствие -- циклон «Наргиз» -- стоило 140 тыс. жизней. В 2008 году на Кубе бушевали четыре урагана. Материальный ущерб составил 9 млрд долл., но человеческих жертв было совсем немного.
Однако уроки этих бедствий забываются с обескураживающей быстротой. Некоторые государства заявляют, что не могут позволить себе профилактику бедствий. А я говорю, что ни одна страна не может себе позволить игнорировать ее. В долгосрочной перспективе профилактика экономит государственные средства. В период с 1960 по 2000 год Китай потратил 3,15 млрд долл. на уменьшение последствий наводнений, и ему удалось предотвратить потерю примерно 12 млрд долл. Случаи подобной экономии были отмечены в Бразилии, Индии, Вьетнаме и других странах.
Центральные и местные власти должны сделать все от них зависящее, чтобы местные общины могли справляться с продолжающимися вызовами и неожиданными потрясениями. Решением для подверженных наводнениям и землетрясениям территорий является законодательное оформление и внедрение строительных норм и правил. В зонах риска наводнения решением проблемы могут служить снос либо укрепление самовольных построек, восстановление естественных береговых барьеров (таких как мангровые болота), предоставление более подходящих земель и инфраструктуры городской бедноте и установка эффективных систем раннего предупреждения.
Эти меры сохранят жизнь многим тысячам людей, которые в противном случае могут погибнуть. ООН готова оказывать помощь правительствам в организации подготовительных мероприятий на уровне стран и регионов. Государствам-донорам необходимо обеспечить финансирование мер по уменьшению опасности стихийных бедствий и подготовке к ним. Адаптация к изменению климата означает прежде всего инвестирование в систему уменьшения опасности стихийных бедствий, готовности и управления.
Землетрясения в Чили и Гаити вновь продемонстрировали нам, почему заблаговременные действия столь важны. Чтобы предотвратить превращение природных катастроф в стихийные бедствия, все мы должны действовать быстрее и умнее.
ПАН ГИ МУН, генеральный секретарь ООН