|
|
N°46, 22 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ударные темпы
В клубе «Союз композиторов» выступил Эл Фостер
Знаменитый, «корневой» джазовый барабанщик Эл Фостер посетил Москву уже в четвертый раз, при том что его первое появление на столичной сцене состоялось не так давно -- в 2007 году. С тех пор Фостер и его квартет здесь довольно частые гости. Что для настоящей звезды настоящего американского джаза просто беспрецедентно. И это прекрасно.
Писать про людей калибра Эла Фостера и легко и трудно. Легко, потому что его достижения в джазе давно и хорошо известны. Подходят эпитеты вроде легенда и прилагательные в суперлативе («лучший барабанщик», «наиболее востребованный сайдмен» и так далее). Если совсем лень объяснять что к чему, можно процитировать Майлса Девиса, который в автобиографии отвел Элу чуть ли не два абзаца. Сухо сообщив читателю, что когда он, уже великий музыкант, впервые увидел юного Фостера на сцене клуба, тот «снес своим грувом». По-русски говоря, барабанит так, что закачаешься. Девис работал с Фостером около полутора десятков лет. Почему? Потому что «у Фостера есть все, что мне нужно от барабанщика». Ну и попробуй что-нибудь к этому добавить.
Трудно же писать потому, что статус Эла Фостера (он через пару лет разменяет девятый десяток) определен давно и не нами. А уподобляться школьнику, строчащему в сочинении «по моему глубокому убеждению, М.Ю. Лермонтов является великим поэтом», совсем не хочется.
Да и слово «легенда» не слишком информативно. Не объясняет, что, собственно, на концертах-то происходит. Что, мало мы видели легенд, которые играют еле-еле?.. И еще: музыка не музей, на концерты нормальные люди ходят не «посмотреть» и «прикоснуться» (за первым ходят на Мадонну, за вторым -- на стриптиз), а получить нормальное удовольствие и ощутимое вдохновение от хорошей игры. Для таких вдохновений/ощущений концерт квартета Эла Фостера подходит как нельзя лучше.
Джазовый историк Михаил Митропольский, конферировавший прошедшие в клубе «Союз композиторов» концерты (да, жующей публике приходится объяснять, кто перед ними и на каком месте нужно «фанатеть», а на каком -- «тащиться»), заметил, что-де, несмотря на безумно обширную дискографию Элла, собственно сольных альбомов у него всего... два. А всезнающий allmusic.com подсказывает, что и выпущены они на европейских лейблах. Не бог весть каких.
Странная судьба, верно? Все птенцы гнезда Майлса Девиса превратились если не в суперзвезд (Херби Хенкок, Уэйн Шортер), то в уверенных профессионалов с ценными наградами и хорошими гонорарами. Даже люди позднего призыва: Майк Стерн, Дейв Либман...
У меня не было возможности спросить у Фостера, обладателя своеобразной манеры, узнаваемой даже неспециалистами, почему так сложилась его карьера. Но если б возможность и была, я бы ею пренебрег. Во-первых, это невежливо. Во-вторых, есть масса современных проектов, где Фостер и барабанщик, и композитор. Например, на альбоме супергруппы ScoLoHoFo (Джон Скофилд, Джо Ловано, Дейв Холланд и наш герой Fo) пьесы авторства Эла -- из самых приятных. В-третьих, какая в конце концов разница, если на концертах Фостер не играет в легенду, а руководит вполне живым коллективом? В нынешний квартет Фостера входит мощный контрабасист Даглас Вейсс, с которым они играют аж с 1996 года. Еще один укоренившийся там музыкант -- саксофонист Эли Диджибри.
На московских концертах во втором отделении играли авторскую музыку Фостера, завершив выступление известной пьесой Brandyn. В первом отделении играли Майлса Девиса, хотя трубача в коллективе нет. Хит So What Эли исполнил на сопрано. Как и еще одну пьесу, где в оригинале тему ведет труба, -- Cantaloupe Island Херби Хенкока. По словам Эли, он старался играть на сопрано-саксофоне «так, чтобы было похоже на трубу». Атмосфера чудесная, но на трубу вообще-то совсем не похоже. Ну да и бог с ней. Зато известные темы, качество игры и тот самый пресловутый барабанный грув раскачали публику. Сразу и надолго.
Александр БЕЛЯЕВ