|
|
N°124, 15 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак конкуренции
Федеральное ипотечное агентство начало работать на столичном рынке
В Москве выдан первый кредит для приобретения квартиры по стандартам федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Событию в агентстве, как это ни странно, не обрадовались. Там опасаются потока клиентов, которых не удастся обслужить по техническим причинам: АИЖК только приступило к работе. Но если этап организационного становления агентства скоро пройдет, то фундаментальные проблемы российской ипотеки, одной из которых является недоступность ипотечных кредитов подавляющему большинству населения России, будут преодолены не скоро. Видимо, именно поэтому конкуренции на ипотечном рынке Москвы никто из кредиторов не придает значения.
Как сказал директор департамента инвестирования АИЖК Александр Черняк, в Московском комитете по регистрации (МКР) впервые зарегистрирован так называемый смешанный договор купли-продажи им ипотеки, к которому приложена закладная. Чтобы поставить необходимые печати и подписи, потребовалось две недели. Обычно на регистрацию документов о переходе прав собственности по правилам МКР уходит месяц или два. Ипотечный кредит для приобретения квартиры заемщик взял на десять лет под 19,5% годовых в рублях.
Правда, один из руководителей агентства, опасаясь наплыва клиентов, предупредил корреспондента газеты «Время новостей», что пока еще рано выстраиваться в очередь за ипотечными кредитами. Не до конца сформированный новый штат АИЖК не позволит поставить на рельсы обслуживание потока клиентов.
Г-н Черняк не считает, что выдача первого «федерального» ипотечного кредита означает начало конкуренции с основным работающим в Москве ипотечным оператором -- «ДК ипотечное финансирование» (дочерняя структура американского инвестиционного фонда «США--Россия»; ДК -- «Дельта-Кредит» -- программа развития ипотеки, реализуемая фондом в России). Рыночная ставка ипотечного кредита, выдаваемого банками-партнерами на срок до 15 лет под 15% в валюте, хоть и дороже, но тоже имеет своего потребителя, считает г-н Черняк.
Владислав ДОЛГОВ