Время новостей
     N°45, 19 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2010
Подогрели интерес
МОЭК обучит управдомов основам энергосбережения
В то время как федеральные энергетики настаивают на устранении каких-либо посредников между поставщиками электроэнергии и конечными потребителями, столичные тепловики пытаются наладить партнерские взаимоотношения с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. На днях представители комитета Госдумы по энергетике заявили о намерении инициировать поправки в жилищное и гражданское законодательство, позволяющие сбытовым компаниям заключать договоры на поставку и оплату электроэнергии непосредственно с жителями, минуя платежные системы ТСЖ и ЖСК. В Московской объединенной энергетической компании (ОАО «МОЭК») считают, что с жилищными организациями можно найти общий язык. Однако для эффективного взаимодействия ресурсоснабжающей организации с представителями конечных потребителей необходимо повышать квалификацию домовых менеджеров.

Государственные энергетики ссылаются, в частности, на недобросовестное отношение жилищных менеджеров к обязательствам перед поставщиками коммунальных услуг по своевременной оплате счетов граждан. «Жители вроде бы деньги оплачивают, а ТСЖ оперативно со сбытовыми компаниями не рассчитываются», -- заявил на днях журналистам председатель комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. Российские законодатели с подачи представителей ОАО «Объединенная энергосбытовая компания» (ОЭСК), намерены поправить жилищное и гражданское законодательство с целью лишить организации, управляющие домами, возможности посредничества между собственниками квартир и поставщиками электроэнергии. А также позволить ресурсоснабжающим организациям заключать «прямые договоры» с гражданами. На днях этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по защите прав собственников и нанимателей жилья президиума генсовета партии «Единая Россия». Энергетики настаивают на том, что электроснабжение является весьма специфической услугой, и управляющие организации «не обладают достаточной компетенцией и объективно не в силах обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение граждан».

Кроме того, в Госдуме считают, что большинство россиян привыкли платить за электроэнергию по старой схеме -- непосредственно поставщикам услуг. Попытки же местных властей некоторых регионов через управляющие компании поменять поставщика электроэнергии и включить счета за эту услугу в единые платежные документы, считают энергетики, ведет к «правовой незащищенности» граждан. Именно это, напомним, стало причиной серьезного конфликта в Восточном и Юго-Восточном административных округах Москвы, когда попытка власти демонополизировать рынок энергоснабжения натолкнулась на недовольство москвичей.

Примечательно, что хотя поставка тепла в многоквартирные дома является не менее сложным технологическим процессом, столичные тепловики не видят больших проблем в работе с населением через жилищные управляющие организации. «Технологически для нас не составляло бы сложности работать напрямую с отдельными потребителями. База на всех владельцев счетов, которые входят в зону обслуживания МОЭК, у нас есть», -- рассказала «Времени новостей» руководитель пресс-службы компании Райфа Биткова. Однако, судя по всему, такую схему в Московской объединенной энергетической компании считают менее удобной, прежде всего для самих потребителей.

Услугами МОЭК ежедневно пользуются более 70% населения столицы. В общей сложности компания обслуживает свыше 45 тыс. зданий, в том числе жилье и здания комплекса социальной сферы. Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, по словам г-жи Битковой, являются представителями этой многочисленной армии потребителей. Речь идет о более чем 2 тыс. ТСЖ, ЖСК и созданных на основе ДЕЗов управляющих организаций, которые обязаны заниматься обслуживанием всей внутридомовой коммуникации. Именно через управляющие компании в МОЭК «видят обратную связь» с конечным потребителем.

Другое дело, что организации, занимающиеся управлением жилищным фондом, должны иметь достаточную квалификацию в вопросах тарифообразования, обслуживания приборов учета тепловой энергии, экономии энергоресурсов. По данным МОЭК, сегодня сотрудники только незначительной части управляющих компаний владеют «правильной технической политикой использования ресурсов». Однако в компании считают, что это не повод устранять жилищное самоуправление от работы с ресурсоснабжающими компаниями. «МОЭК необходим знающий потребитель, потребитель, с которым мы будем говорить на одном языке, что создаст дополнительные возможности для совместной работы по повышению качества услуг отопления и горячего водоснабжения», -- утверждает гендиректор ОАО «МОЭК» Александр Ремезов.

Для того чтобы вести диалог с представителями конечных потребителей на равных, компания в этом году запустила программу «Клуб клиентов МОЭК», позволяющую не только оперативно получать обратную связь от своих партнеров -- управляющих компаний, но и проводить бесплатные обучающие семинары для представителей ТСЖ и ЖСК. По словам Райфы Битковой, в течение всего 2010 года потребители смогут обращаться с конкретными вопросами и проблемами к руководству компании в рамках так называемых открытых встреч, которые проводятся на базе префектур. А также получить необходимые для эффективного теплопотребления знания на бесплатных семинарах в Теплоэнергетическом колледже ОАО «МОЭК». «Сотни управляющих компаний, таким образом, получили возможность из первых рук узнать особенности системы энергоснабжения и тарифообразования», -- утверждают тепловики, подчеркивая, что основой политики предприятия является «прозрачность и обоснованность» качества и стоимости услуг.

По словам представителей компании, особенно важно такое взаимодействие с потребителями при подготовке коммуникаций к новому отопительному сезону. МОЭК, по словам Райфы Битковой, готова как самостоятельно осуществлять эксплуатацию внутридомовых трубопроводов, так и оказывать консультативную поддержку ТСЖ и ЖСК по содержанию этих сетей. И непосредственно жителю в этом случае не обязательно знать все технологические тонкости. «Люди не идут к поставщикам, жители начинают дергать вопросами свои управляющие компании, и это должно побуждать их вступать в диалог с теми, кто предоставляет услуги», -- отметила г-жа Биткова. Тепловики рассчитывают, что открытость компании, в том числе, и для критики (представители управляющих компаний могут высказать свои претензии на официальном сайте клуба), позволит найти конструктивный подход и к проблемным клиентам -- должникам и неплательщикам. А также предотвратить ситуации, когда смена управляющей организации влечет отказ новых жилищных менеджеров от долгов своих предшественников.

Анна ВЕСЕЛОВА