|
|
N°45, 19 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смертельная деноминация
В Северной Корее казнили главного финансиста-плановика
Провал прошлогодней денежной реформы, вызвавшей волнения обнищавшего и голодающего северокорейского населения, стал причиной казни главного идеолога и организатора этой затеи -- экс-председателя госплана КНДР и начальника финансово-планового отдела Трудовой партии Кореи 77-летнего Пак Нам Ги. Как сообщило вчера южнокорейское информагентство Ренхап, изгнанного со всех постов в конце январе чиновника расстреляли в Пхеньяне на прошлой неделе. Северокорейские источники агентства поведали, что власти разъясняли населению, что Пак был «человеком буржуазного происхождения, засланным в ряды революционеров с целью уничтожить экономику КНДР».
Южнокорейские министерство по делам объединения страны и национальная разведка заявили, что не могут подтвердить факт казни. Однако в пользу достоверности сообщений об этом говорит предпринятый властями КНДР беспрецедентный шаг -- 5 февраля северокорейский премьер Ким Ен Ир на встрече с представителями местного самоуправления принес «искренние извинения» за плохо подготовленную реформу, «доставившую великую боль народу». Эти слова приводят авторитетная сеульская газета «Чосон ильбо» и поставляющая продовольствие на Север южнокорейская буддистская организация «Добрые друзья», у которых в КНДР множество информаторов.
В ходе осуществленной в КНДР в конце ноября -- начале декабря 2009 года реформы северокорейская валюта вона подверглась стократной деноминации. Каждой семье разрешили обменять на новые купюры сумму, не превышающую в эквиваленте 140 американских долларов. Одновременно власти запретили хождение иностранных валют, включая популярный в Северной Корее китайский юань. В итоге на руках у северокорейцев, особенно у рыночных торговцев, остались кипы бесполезных старых дензнаков. Из продажи стали исчезать дешевые продукты питания и товары первой необходимости. Все это спровоцировало массовое недовольство. Дело дошло до демонстраций в ряде городов, схваток разгневанных людей со стражами порядка на рынках и даже митингов протеста рядовых ветеранов партии и армии.
В последний раз Пак Нам Ги был упомянут северокорейским информагентством ЦТАК, когда он в середине января сопровождал лидера КНДР Ким Чен Ира в инспекционной поездке по стране. Вслед за этим, по данным южнокорейских источников, прошло заседание высшего партийного руководства, решившее судьбу неудачливого реформатора. Такое в КНДР уже бывало. В 1990-е годы, когда из 23 млн жителей Севера Кореи от голода погибли около 2 млн, там расстреливали чиновников, ответственных за сельское хозяйство.
«В КНДР вновь сработал традиционный механизм поиска стрелочника. На этот раз козлом отпущения стал Пак Нам Ги. В условиях жесткой политической системы наказание за ошибку, приведшую к всплеску социальной напряженности, бывает тяжелым», -- пояснил «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. По мнению эксперта, «конфискационную денежную реформу делали северокорейские ученики старой советской политэкономической школы с благой целью укрепить национальную валюту, повысить благосостояние народа». Но добились они противоположного результата.
«С чего бы 70-летним людям, живущим в информационной изоляции, быть хорошо знакомым с иными экономическими теориями и обладать нормальными представлениями о законах экономического развития?» -- заметил эксперт «ВН». Крах денежной реформы показал, что «значительное количество северокорейских чиновников имеют искаженное представление о реальностях современного мира и о реформах в соседнем Китае. Их попытка запретить хождение в стране китайского юаня лишь усилила удар по внутренней торговле».
Наш собеседник напомнил, что в конце марта -- начале апреля в Северной Корее, по многим данным, ожидалось представление народу 26-летнего Ким Чен Уна, младшего из трех сыновей 69-летнего северокорейского лидера Ким Чен Ира, в качестве официального преемника. «А такое мероприятие нельзя проводить, когда массы негодуют», -- заключил в беседе с «ВН» г-н Асмолов.
Александр САМОХОТКИН