|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почти свободная земля
Сельскохозяйственные земли скоро могут быть пущены в рыночный оборот. Вчера Госдума после двухчасовых дебатов приняла в первом чтении поправку в закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», снимающую запрет на ипотеку земель сельхозназначения. Это фактически означает признание права частной собственности на этот вид земель. Скромная поправка в закон, не имеющий отношения к собственно земельному законодательству, разрешила многолетний спор по ключевому вопросу, несогласие по которому мешает принятию Земельного кодекса.
На рассмотрение депутатам было предложено четыре почти идентичных законопроекта: два из них были представлены региональными законодательными собраниями (Саратовским и Мордовским), еще два -- сенатором Леоном Ковальским и депутатом Иваном Грачевым. Развернувшаяся вокруг проектов энергичная дискуссия носила глубоко идейный характер, хотя стороны и пытались оперировать экономическими понятиями. Представлявший саратовский проект Владимир Южаков (СПС) ссылался на положительный опыт своей губернии, где частная собственность на землю была введена региональным законодательством. «Приезжайте на саратовский рынок», -- заявил депутат, желая доказать преимущества частной собственности на землю. «В Саратове 1 га земли продавали за бутылку водки», -- уже в качестве антирекламы сообщил коммунист Леонид Иванченко. Его коллега Николай Коломейцев предупредил, что «история учит: неправильное обращение с землей чревато гражданской войной».
Г-н Грачев, автор законопроекта, поддержанного правительством и президентом, пытался снизить накал земельных страстей, заметив, что закон будет распространяться только «на земли, зарегистрированные как частная собственность». Этот довод, однако, вызвал новый шквал протеста. Представители КПРФ и аграриев заголосили, что Конституцией предписано решать земельный вопрос специальным законом, что Земельный кодекс до сих пор не принят и заблокирована «земельная» 17-я глава Гражданского кодекса. К хору негодующих левых присоединился Геннадий Кулик (ОВР), заявивший, что «ни в одной стране мира залог сельхозземель не определяется общим законом» и что сначала нужно принять Земельный кодекс.
Г-ну Кулику парировал представитель президента Александр Котенков. Он пообещал, что дальнейшая работа над ипотечной поправкой будет идти параллельно с работой над кодексом. К тому же, утешил думцев г-н Котенков, «снятие запрета на залог вовсе не означает вовлечения сельхозземель в оборот». Депутаты ему не поверили, и при рейтинговом голосовании все четыре законопроекта были провалены. Правительственная ложа, изучив распечатку, пришла в ярость. Г-н Котенков велел своим подчиненным провести быструю разъяснительную работу с «Народным депутатом». Единственное, чем смогла подсобить правительству другая пропутинская фракция -- «медведи», -- отложить жесткое голосование по набравшему больше всего сторонников, но явно не проходящему проекту Грачева (181 -- «за», 178 -- «против») на вечернее заседание.
Отсрочка пришлась как нельзя кстати. Хотя удалось мобилизовать всего лишь половину «нардепов», на помощь сторонникам частной собственности на землю нежданно-негаданно пришла почти в полном составе фракция ОВР, большая часть которой в первый раз голосовала «против». И благодаря быстроте рук и ног двух оставленных ОВР в зале дежурных закон прошел: 241 против 147.
Светлана ЛОЛАЕВА