|
|
N°44, 18 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каримов не испортит юбилей Назарбаеву
Узбекистан может согласиться на проведение саммита ОБСЕ в Астане
«Успехи Казахстана мы рассматриваем как успехи Узбекистана, а успехи Узбекистана в Казахстане, надеюсь, рассматривают как свои успехи». Эти слова, сказанные вчера президентом Узбекистана Исламом Каримовым в Ташкенте в ходе совместной пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, выглядят очередным жестом дипломатического примирения в отношениях между Ташкентом и Астаной. Отношения между двумя крупнейшими странами, сражающимися за лидерство в Центральной Азии и возглавляемыми с момента получения ими государственной независимости бывшими членами советского Политбюро ЦК КПСС, никогда не отличались особенной теплотой.
Нынешний официальный визит г-на Назарбаева в Ташкент лишь третий (!) за всю 18-летнюю историю этих отношений. Как напоминает неподцензурный узбекский интернет-сайт Uzmetronom.com, в ходе первого визита в 1998 году президенты подписали договор о вечной дружбе, а спустя восемь лет -- пять соглашений, в том числе по охране интеллектуальной собственности и сотрудничестве в борьбе с саранчой. Кстати, в ходе нынешнего визита президенты договорились работать совместно еще над одной экологической проблемой -- восстановление численности сайгаков.
Эта встреча отличалась особой интригой. Она проходила в преддверии 70-летия президента Казахстана, которое будет отмечаться 6 июля. Нурсултан Назарбаев на прошлой неделе строго запретил отмечать юбилей в своей стране и предупредил, что тех, кто ослушается, он будет увольнять с работы. Так что поздравлять его смогут только президенты Белоруссии, Киргизии, России и Таджикистана, которые накануне, 5 июля, соберутся на саммит ЕврАзЭС в Астане. Президента Узбекистана там не будет: его страна недавно приостановила свое членство в ЕврАзЭС.
Но не этот саммит сегодня волнует г-на Назарбаева. Казахстан, председательствующий в нынешнем году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, предложил провести в Астане встречу глав 56 государств -- членов ОБСЕ, которая не проводилась уже 11 лет. Последний раз саммит ОБСЕ собирался в прошлом веке -- в 1999 году в Стамбуле. Однако две страны -- Узбекистан и США -- пока не дали на это окончательного согласия. В первую очередь именно за тем, чтобы уговорить Ислама Каримова снять свои возражения, и отправился в Ташкент президент Казахстана. И если судить по словам г-на Каримова, что успехи Казахстана они рассматривают как успехи Узбекистана, г-ну Назарбаеву это удалось.
Для этого ему пришлось доказать справедливость второй части изложенной узбекским президентом формулы. В итоге Нурсултан Назарбаев полностью поддержал подход Ташкента, возражающего против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии без предварительного проведения международной экспертизы этих проектов. «Пока результатов экспертизы нет, строить плотины нельзя», -- заявил Нурсултан Назарбаев. Он заметил, что перед приездом в Узбекистан разговаривал с президентами Таджикистана и Киргизии -- Эмомали Рахмоном и Курманбеком Бакиевым. «Они в принципе готовы к такой экспертизе, -- сказал президент Казахстана. -- С президентом Каримовым мы договорились и заявляем, что после получения результатов экспертизы мы готовы участвовать в строительстве этих объектов».
Казахстанско-узбекские договоренности трудно переоценить. Они означают, что решение давней водно-энергетической проблемы региона, угрожавшей стабильности в Центральной Азии, может быть найдено без вмешательства третьих стран. Кроме того, они подтверждают решения недавно состоявшегося в Москве заседания российско-киргизской межправительственной комиссии, в ходе которой российская позиция была изложена однозначно: обещанный Москвой кредит в размере 1,7 млрд долл. для строительства Камбаратинской ГЭС-1 выделят не раньше, чем будет проведена соответствующая экспертиза. Таким образом, позиция Ташкента в конце концов нашла поддержку и в Москве, и в Астане.
Очевидно, что в качестве ответного жеста Ислам Каримов теперь должен будет дезавуировать свое вето на саммит ОБСЕ в Астане, который может состояться осенью этого года. После этого успеха Нурсултану Назарбаеву остается уговорить снять свои возражения только президента США. Эту попытку он предпримет через месяц в Вашингтоне, когда в рамках глобального саммита по ядерной безопасности встретится с Бараком Обамой. Чтобы продемонстрировать стремление своей страны к демократизации, которое так хотят обнаружить в Вашингтоне, казахстанский президент, вероятнее всего, выполнит давнее обещание и даст указание пересмотреть дело известного казахстанского правозащитника Евгения Жовтиса. В ходе судебного процесса, сопровождавшегося беспрецедентными нарушениями законности, тот был признан виновным в ДТП, в результате которого погиб человек, и приговорен к четырем годам ссылки.
Аркадий ДУБНОВ