|
|
N°44, 18 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Православная обитель на родине майя
В Москву на днях должен прибыть гватемальский президент Альваро Колом. Многие помнят, как Международный олимпийский комитет на заседании в Гватемале в июле 2007 года объявил Сочи столицей будущих зимних Олимпийских игр. После этого отношения с этой латиноамериканской страной начали активно развиваться. Через четыре месяца, в ноябре 2007 года, Россия впервые назначила своего посла в Гватемале. До этого там работало только российское консульство. А некоторое время спустя после своего приезда посол Николай Владимир узнал про удивительную и даже мистическую историю, о которой на переговорах со своим гостем наверняка упомянет президент Дмитрий Медведев. Потому что это история с продолжением.
Чудо уже в том, что в католической Гватемале, где когда-то был центр древней цивилизации майя, есть православный монастырь Святой Живоначальной Троицы. Он расположен в парковой зоне на берегу красивого озера Аматитлан, в получасе езды от столицы. Монастырь основали монахини-подвижницы на участке, подаренном местным бизнесменом. Обитель также известна под названием «Мамврийская дубрава». В Библии есть рассказ о том, как престарелому Аврааму в дубраве возле местечка Мамвре на Святой земле (ныне это город Хеврон в Палестинской автономии) явились в образе путников три ангела. Они возвестили Аврааму скорое рождение долгожданного сына от жены Сары. Вскоре у них родился ребенок, которого нарекли Исааком.
Настоятельница монастыря Инес (в миру Айау Гарсиа) сама родом из зажиточной католической семьи. Ее предки, богатые землевладельцы-филантропы, еще сто лет назад организовали в столице -- одноименном городе Гватемала -- сиротский дом. В 1960-е годы его национализировали. Приют пришел в запустение и едва сводил концы с концами. Но десять лет назад деятельная игуменья добилась его передачи монастырю, по сути, вернув своей семье.
Сиротами дети в Гватемале часто оказываются по тем же причинам, что и в России: родители либо алкоголики, либо очень бедны и отказываются от детей. К тому же преступность в Гватемале очень высокая, и родители некоторых малышей погибли от рук бандитов. В приюте живут около пятидесяти детей разных возрастов -- от грудничков до подростков, распределенных по возрастным группам. Еще 15 мальчиков постарше живут в уединенном доме на берегу Карибского моря, подальше от столичных бандитов и соблазнов улицы. Неспокойная ситуация в столице подвигла монахинь на то, чтобы запланировать переселение приюта за город, в саму обитель.
В монастыре, за огороженной забором территорией, расположено несколько строений: кельи (монахинь всего три, еще одна живет в приюте), трапезная, помещение для охраны, вооруженной пистолетами и помповыми ружьями. Сейчас там возводится здание из красного кирпича: это будет общежитие для детей и школа с компьютерным классом, спортивным залом и бассейном.
Семь лет назад здесь же на пожертвования началось строительство храма. Денег было мало. Строительство шло медленно. Покрывать купола позолотой монахини не собираются, чтобы не привлекать внимание бандитов. Но дело движется, и сейчас завершается роспись внутренних стен церкви. Эту работу выполняют мастера иконописи Татьяна и Дмитрий. Она приехала из США, где была замужем и развелась. Дмитрий -- из России. В обители они подружились и в конце концов обвенчались.
Монахини и работники, нанятые из числа жителей соседней деревни, держат крольчатник и разводят рыб. «В рыбе содержатся фосфор, протеин. Это нужно для развития детского организма. Один раз в неделю каждый ребенок в приюте получает на обед по целой рыбине. В Гватемале не каждая семья может себе такое позволить. Но мы делаем все, чтобы это правило не нарушалось. Мы нередко сами привозим свежие продукты из монастыря в приют», -- рассказывает игуменья Инес, которая мастерски водит машину. Еще монахини выращивают несколько особых видов лечебных грибов, некоторые были даже завезены из Китая. Из них делают порошки и таблетки, которые монастырь по доступной цене продает тем, кто страдает от тяжелых недугов. Настоятельница уверяет, что необычное снадобье многим помогает.
«Я была католичкой, как и большинство гватемальцев. В молодости приняла постриг. Но как-то в монастырской библиотеке наткнулась на книгу о русском православном святом Серафиме Саровском. Там были изложены его беседы с помещиком Николаем Мотовиловым. С тех пор я мечтала перейти из католичества в православие. Но минуло еще 16 лет, прежде чем моя мечта осуществилась. За это время я побывала в монастырях Европы и Азии, долго жила на Филиппинах», -- рассказала игуменья обозревателю «Времени новостей». На Филиппинах она познакомилась с сестрой Марией, местной монахиней, которая тоже решила перейти в православие и рискнула отправиться в небезопасную Гватемалу, чтобы помочь единомышленнице основать там православную обитель.
«Православие духовно чище и ближе к верующему, к тому, чему учили нас праведники. Все, начиная от догматов и кончая внутренним убранством православного храма, меня привлекало больше, чем в католичестве. Или возьмите учение католической церкви о филиокве, то есть о том, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от его Сына Иисуса Христа. В православии нет такого, и мне это понятнее», -- объяснила мне сестра Мария, энергичная и улыбающаяся женщина, по всему видно, надежный помощник игуменьи.
Сестра Инес со временем обратила в православие своих мать и отца, хотя он долго сомневался, и еще нескольких родственников. Монахиням было непросто официально зарегистрировать обитель в Гватемале, они решали этот вопрос на президентском уровне. Не сразу удалось определиться и с тем, под юрисдикцию какого православного патриархата перейдет новый монастырь. Наконец монахини договорились с Антиохийским патриархатом, в ведении которого обычно находятся церкви Ближнего и Среднего Востока.
Отношения с Россией у первых православных Гватемалы завязались лишь недавно. «Документы о создании монастыря мы оформили в 1985 году в день святого Николая Чудотворца. И вот через 23 года случилось еще одно чудо», -- рассказывает игуменья Инес. Она объясняет: «В декабре 2008 года я познакомилась с российским послом в Гватемале. Это была не случайная встреча. Ее организовала русская женщина, давно жившая в нашей стране». По мнению монахинь, есть знак свыше в том, что знакомство с послом состоялось 5 декабря 2008 года. «Мы хорошо это помним. Ведь в тот день скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй», -- вставляет свое слово в эту историю сестра Мария.
Женщине, познакомившей монахинь с послом, было тогда 87 лет. Ее звали Ирина Дарлее. Она потомок русских эмигрантов, вышедшая замуж за австрийца и поселившаяся вместе с ним в Гватемале. В конце 2008 года она уже тяжело болела, но нашла в себе силы сделать благое дело для своего любимого монастыря. «Через пять дней ее не стало», -- поясняют монахини. «Ирина Дарлее, 1921 года рождения, умерла 10 декабря 2008 года», -- подтвердили автору этих строк в российском консульстве в Гватемале.
С тех пор Россия начала помогать единственному в Гватемале православному монастырю и его приюту. В 2009 году двое первых выпускников приюта, юноша и девушка, были приняты в Российский университет дружбы народов в Москве. Они учатся на психологов. Монахини прошлым летом приехали в российскую столицу вместе с этими своими воспитанниками, чтобы помочь им обосноваться.
Фонд «Русский мир» во главе с Вячеславом Никоновым работает сейчас над обустройством в приюте центра русского языка. В Гватемалу приехала преподавательница, приходящаяся женой российскому консулу Виктору Поповичу. Она уже научила детишек нескольким русским песням. Когда в середине февраля приют посетил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, то даже он едва не прослезился, когда услышал в исполнении гватемальских сирот: «От улыбки станет всем светлей...»
Елена СУПОНИНА, Гватемала--Москва