Время новостей
     N°44, 18 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2010
Думайте сами, решайте сами
Россияне не хотят участвовать в управлении страной и сталкиваться с государством
Аналитический центр Юрия Левады опубликовал вчера результаты исследования отношений общества и государства в глазах россиян. Выяснилось, что большинство жителей страны относится к государственным институтам весьма отстраненно, не верит в возможность своего влияния на принятие решений и при этом не хочет иметь контактов с государством. Опрос проводился 26 февраля -- 2 марта с участием 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 127 населенных пунктах 44 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

По данным «Левада-центра», 73% россиян считают, что принимаемые властями решения в той или иной степени влияют на их жизнь. В возможность же самим оказывать влияние на власть верят лишь 14%. А 85% опрошенных убеждены, что такой возможности у них нет. При этом 19% респондентов заявили, что хотели бы лично принимать более активное участие в делах с целью что-то изменить в стране. А 77% участников опроса оказались не готовы к участию в политике. Чаще всего они объясняли свою позицию тем, что вряд ли смогут что-нибудь изменить.

Весьма интересными оказались ответы граждан на вопросы о выстраивании отношений с властью, контактах граждан с государственными структурами. Выяснилось, что 62% населения стараются таких контактов избегать и полагаются только на себя. 27% считают, что их жизнь целиком и полностью зависит от решений, принимаемых властями. Лишь 3% респондентов ответили, что всегда добиваются поставленных целей, вступая в контакт с властью.

«Эти цифры как раз очень серьезный симптом, который, на мой взгляд, и должен усиливать мотивацию к проведению модернизации в России, -- сказал «Времени новостей» советник Института современного развития Никита Масленников. -- Причем к модернизации не только экономической, но и политической и социальной. Мы у себя в институте называем это осовремениванием и очеловечиванием уклада всей российской жизни. Это действительно необходимо. Сейчас, мне кажется, на первый план выходит такая вещь, как соблюдение прав человека, прав собственника. Модернизация без воспитания чувства собственности и соответственно ответственности за свою собственность никогда не состоится. Это как раз и есть предмет диалога между гражданским обществом и государством. К тому же, конечно, обязательно нужно заниматься эффективностью самого государства, эффективностью оказания им услуг гражданам, чтобы не было этого растущего чувства отчужденности. Кроме того, эти цифры -- реакция на разрастание государственного сектора в экономике, многочисленные умножающиеся проявления неэффективности вертикали власти».

«Нет ничего страшного в том, что большинство граждан не отождествляют себя с властью. Мы вообще живем в эпоху, с одной стороны, большого отчуждения, а с другой - падения интереса к политике в обществе, --считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. --Однако власть сегодня обозначает, что степень включенности граждан в политический процесс должна быть выше, чем прежде. На решение этой задачи направлены оба послания президента Федеральному Собранию, проводится политика стимулирования активности политических партий. Но при этом понятно, что большинство в политике принимать участия не будет и на госслужбу не пройдет. А модернизация --это в любом случае процесс, который может понять и оценить лишь небольшая группа населения. Я убежден, что модернизация зависит от небольшой группы людей и от того, чтобы эта группа постоянно расширялась. Если это будет происходить, модернизация может стать реальностью».

Социологи также выяснили, что за последние десять лет в российском обществе почти вдвое возросло число сторонников укрепления полномочий центральной власти. Если в 1998 году 25% граждан России видели свою страну единым централизованным государством с руководителями местной власти, назначаемыми из центра, сейчас сторонников укрепления центральной власти стало уже 46%. Соответственно уменьшилось число тех, кто считает, что местные власти должны быть наделены широкими полномочиями, -- с 52 до 36%.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА