|
|
N°44, 18 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По заветам Кисы
Белоруссия медлит с признанием Абхазии и Южной Осетии
Вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии не внесен в повестку дня весенней сессии белорусского Национального собрания, которая начнется 2 апреля. Об этом «Времени новостей» сообщил глава международной комиссии нижней палаты парламента Сергей Маскевич. По его словам, «эта тема пока не обсуждалась на предмет внесения в повестку дня».
Москва признала Цхинвали и Сухуми вскоре после вооруженного конфликта в 2008 году. С тех пор тянется спор о том, готовы ли последовать этому примеру союзники России в Минске. Как раз в эти дни белорусский президент Александр Лукашенко находится с визитом в Венесуэле, которая осенью 2009 года одной из первых признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Однако белорусский лидер обсуждает со своим коллегой Уго Чавесом другие вопросы -- прежде всего сотрудничество в нефтяной сфере.
На днях проблему признания Цхинвали и Сухуми прокомментировал российский премьер Владимир Путин: «В России ожидали, что Белоруссия быстро, энергично и эффективно поддержит нас по данному вопросу. Да, этого не происходит. Мы это видим». Он заметил, что Минск опасается навредить признанием новых кавказских республик своему диалогу с Евросоюзом и США. Российский премьер тут же неожиданно добавил, что «нормализация отношений Белоруссии с западным сообществом этого стоит». Он также напомнил, что в условиях мирового финансового кризиса Белоруссия получила крупные внешние кредиты, в том числе более трех миллиардов долларов от Международного валютного фонда (МВФ). «Кстати говоря, и здесь российское участие. Потому что в капитале МВФ есть деньги Российской Федерации», -- отметил Владимир Путин.
Российский премьер припомнил слова одного из героев любимого в народе романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»: «Есть, правда, позиция Кисы Воробьянинова, который говорил, что существуют проблемы, по которым торг неуместен. В целом я разделяю позицию Кисы. Но в конечном итоге это тот вопрос, который относится к суверенному праву белорусского государства, и это суверенное право формулируется законно избранным президентом -- Лукашенко Александром Григорьевичем».
На страницах написанной в конце 1920-х годов замечательной книги слова о «неуместности торга» появились в тот момент, когда хитрец Остап Бендер пытался выбить деньги из нэпмана Кислярского под предлогом сбора средств на поддержку мнимого антисоветского подполья. Он запросил для спасения «отца русской демократии» и «гиганта мысли» Кисы Воробьянинова пятьсот рублей. На жалобный вопрос Кислярского: «Скажите, а двести рублей не могут спасти гиганта мысли?» Киса, он же Ипполит Матвеевич, гордо заявил: «Я думаю, что торг здесь неуместен!»
Белорусские эксперты отмечают, что в словах Владимира Путина содержался неприкрытый упрек в адрес Минска. «В заявлениях российского премьера звучит сарказм», -- заметила «Времени новостей» политолог, экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова. К тому же в словах российского премьера можно усмотреть намек на то, что Москва откажет Александру Лукашенко в политической и экономической поддержке накануне президентских выборов 2011 года. Эксперт «ВН» полагает, что с этой точки зрения стоит рассматривать слова Владимира Путина о том, что «белорусский народ сам определится и с внутренним политическим режимом, и с другими проблемами». «Москва дала понять, что у нее есть возможность в случае проявления Минском нелояльности отказать Белоруссии в экономических льготах, а действующему президенту -- в политической поддержке. Это не значит, что Россия поддержит другого кандидата. Само по себе отсутствие помощи -- выразительный жест», -- считает наша собеседница.
«Владимир Путин хотел выглядеть дипломатично, но в его словах прорвалась досада», -- сказал «ВН» независимый белорусский политолог Александр Класковский. Он полагает, что подобные намеки вряд ли заставят Минск поторопиться с признанием Цхинвали и Сухуми. По мнению эксперта, Россия взяла четкий курс на сокращение дотаций для белорусской экономики: «В Минске понимают, что признание двух кавказских республик вряд ли поможет вернуть былые объемы финансовой помощи». Кроме того, отказ от признания Цхинвали и Сухуми «остается одним из немногих сильных козырей Белоруссии в диалоге с Западом, которому отсутствие решения по этому вопросу Минск преподносит как свой геополитический подвиг».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск