|
|
N°44, 18 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Информированные пессимисты
Профсоюзы пересчитали количество уволенных в кризис
Представители профсоюзов продолжают выступать с пессимистичными прогнозами относительно ситуации в сфере занятости в России, несмотря на сокращение числа безработных, которое наблюдает в последние две недели Федеральная служба труда и занятости («Роструд»). Хотя людей, зарегистрированных в службах по трудоустройству, на прошлой неделе стало меньше на 0,3% (их численность теперь 2,27 млн человек), глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков предупреждает, что тенденция к росту безработицы будет сохраняться на протяжении всего года. Примечательно, что прогнозы ФНПР идут вразрез не только с показателями госстатистики, но и с уверенными заявлениями правительственных чиновников, курирующих сферу занятости. Чиновники продолжают утверждать, что оснований считать проблему безработицы критической по-прежнему немного.
«Увольнения идут с конца прошлого года. В соответствии с нашим прогнозом рост безработицы будет как минимум всю первую половину года», -- заявил вчера г-н Шмаков на заседании генерального совета ФНПР. «Первый квартал заканчивается, и мы видим подтверждение своих прогнозов», -- отметил профбосс. При этом глава ФНПР признает, что, если экономическая ситуация в стране не улучшится, кривая безработицы будет расти весь 2010-й. Сокращение спроса на трудовые ресурсы в России продолжается и скорее всего сохранится в перспективе, поскольку, по мнению г-на Шмакова, факторы, способствующие снижению безработицы, пока не действуют.
В правительстве, на недостаточно эффективную работу которого по стабилизации рынка труда в том числе намекнул глава ФНПР, судя по всему, эту проблему до сих пор считают некритической и по-прежнему рассчитывают на лучшее. По словам секретаря ФНПР Александра Шершукова, выступавший на генсовете федерации замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов, «нарисовал слишком уж благостную картину на рынке труда».
Установка на оптимизм, судя по всему, имеется у всех правительственных чиновников, занимающихся проблемами занятости. В начале марта другой замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин уверенно заявлял, что правительство смогло противостоять кризису с помощью программ, направленных на исправление негативных тенденций в сфере занятости. «Мы не ставили перед собой задачу заморозить безработицу, так как понимали, что кризис повлияет на ее рост. Но вместе с тем мы не допустили ее резкого роста, и уже есть результаты», -- заявлял г-н Топилин. Однако из 43 млрд руб., выделенных правительством на программы по сокращению безработицы в 2009 году, были освоены лишь 35,5 млрд, что свидетельствует скорее о проблемах с реализацией антикризисных мер, нежели об их эффективности. Ранее также сообщалось, что в 2010 году финансирование программ по безработице несколько сократится и составит 36,3 млрд рублей.
По мнению Михаила Шмакова, совокупная безработица в стране уже достигла исторического максимума и превысила показатели 1994 года, когда в России отмечался более существенный спад производства. Столь безрадостная картина свидетельствует лишь о том, что в период кризиса процесс высвобождения рабочей силы, как ни странно, идет более активно, чем во времена становления капитализма и бесконечных экономических реформ, считает глава ФНПР.
«По данным профсоюзного мониторинга, численность работников, с которыми прекращены трудовые отношения, с сентября 2008 года по сегодняшний день составила около двух миллионов человек», -- заявил Михаил Шмаков, уточнив, что это вдвое больше аналогичной статистики Минздравсоцразвития.
Вячеслав КОЗЛОВ