|
|
N°43, 17 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плата за карьер
Вынесен приговор бывшему заместителю начальника Мослесхоза
Гагаринский райсуд Москвы на днях вынес приговор по делу 59-летнего бывшего замначальника управления лесного хозяйства по Московской области и Москве (Мослесхоз) Федерального агентства лесного хозяйства («Рослесхоз») Владимира Лысенко и 49-летнего экс-руководителя департамента обращения с отходами и восстановления земель ФГУ «Центральная лаборатория аналитических и технических измерений» при «Ростехнадзоре» Якова Бакунева. Суд признал их виновными в покушении на хищение 650 тыс. долл. у гендиректора компании ООО «Дорсервис». Лысенко приговорен к шести годам колонии и штрафу в 850 тыс. руб., а Бакунев -- к пяти годам условно.
Как следует из приговора, в марте прошлого года сотрудники ФСБ по своим каналам узнали, что чиновники вымогают у гендиректора ООО «Дорсервис» Сергея Рогачева около полумиллиона долларов за перерегистрацию договора аренды его фирмой земельного участка Лесфонда «Ельдигинский карьер» в подмосковном Пушкино. Чекисты обратились к г-ну Рогачеву и предложили ему все рассказать, а затем и поучаствовать в оперативном эксперименте.
Бизнесмен сообщил, что еще в 1999 году между одним из подразделений Мослесхоза и его компанией, занимающейся добычей глины на арендованных землях Алешинского лесничества Пушкинского района, был заключен договор на разработку полезных ископаемых в Лесфонде. Однако договор не был зарегистрирован в установленном порядке и фактически не имел юридической силы. В результате в январе 2007 года у компании возникли сложности с перерегистрацией аренды участка. Согласно вступившему тогда в силу новому Лесному кодексу, такая обязанность была возложена на всех арендаторов лесных угодий.
Через год г-н Рогачев как-то рассказал о своей проблеме знакомому Якову Бакуневу, бывшему сотруднику «Ростехнадзора». На что тот сказал, что решить этот вопрос можно, но «потребуются некоторые средства». Бизнесмен согласился, и вскоре Бакунев от имени «Дорсервиса» обратился в Мослесхоз. Однако там перезаключить договор об аренде участка сначала отказались, объяснив, что фирма «своевременно не зарегистрировала договор на аренду участка и не платила арендную плату за пользование».
Между тем г-н Бакунев не унывал и в августе 2008 года рассказал г-ну Рогачеву, что скоро на должность замначальника Мослесхоза «должен прийти его друг» Владимир Лысенко, который поможет «Дорсервису». В сентябре г-н Бакунев вновь вышел на связь и сообщил бизнесмену, что нужное назначение состоялось и можно снова идти в Мослесхоз «обсуждать проблему». Через несколько дней гг. Рогачев и Лысенко встретились в холле «Рослесхоза», расположенного на ул. Пятницкая, 59/19.
Чиновник не стал разговаривать с самим бизнесменом, а отозвал Бакунева в сторону и сообщил, что перезаключение договора будет стоить 500 тыс. долл. Бакунев передал это Рогачеву, а тот, «посоветовавшись с учредителями компании и учитывая, что другого выхода не было», дал согласие.
Потом бизнесмен еще несколько раз встречался с вымогателями, и на одной из встреч Лысенко сказал, что деньги надо положить в указанную им банковскую ячейку, после чего он получит необходимый пакет документов. Г-н Рогачев поначалу от такого варианта отказался, испугавшись, что его могут обмануть. На это г-н Лысенко заявил, что если до ноября деньги не будут переданы, то «в заключении договора аренды, безусловно, будет отказано». Подумав, глава «Дорсервиса» все же согласился, но на этот раз не успел собрать всю сумму.
В результате в ноябре он получил письмо из Мослесхоза за подписью Лысенко, в котором сообщалось, что «договор аренды не может быть приведен в соответствие с действующим законодательством». Г-н Рогачев продолжил искать деньги и набрал полмиллиона лишь к февралю прошлого года. Он сразу позвонил г-ну Бакуневу и сказал, что готов «вернуться к решению вопроса с земельным участком».
Через два дня Бакунев сообщил коммерсанту, что «вопрос решить по-прежнему можно», но сумма увеличилась уже до 550 тыс. долл., так как «процедура оформления договора аренды в связи с внесенными изменениями в законодательство несколько усложнилась». Рогачев и на это согласился, договорившись на следующей встрече обсудить условия передачи денег, но сразу после этого разговора его вызвали в ФСБ. Оперативники сообщили, что знают о вымогательстве и предстоящей передаче денег, и объяснили, что г-н Рогачев сам может быть привлечен к уголовной ответственности за дачу взятки. Бизнесмен согласился на сотрудничество, и все остальные переговоры проходили под присмотром спецслужб.
Передачу аванса в 300 тыс. долл. Бакунев назначил на утро 28 марта возле Макдоналдса около станции метро «Юго-Западная». При этом он сообщил, что общая сумма опять возросла -- уже до 650 тыс. долл. Бизнесмен снова согласился и в назначенное время явился на встречу с мечеными купюрами и записывающей спецтехникой, выданными ему чекистами. За деньгами Бакунев и Лысенко пришли вместе, однако замглавы Мослесхоза почти сразу сослался на занятость и уехал. Позже Бакунев сообщил бизнесмену, что Лысенко показалось, что у ресторана находилась группа захвата.
Следующую встречу назначили через два дня в ресторане «Пиffной» на Профсоюзной улице. На ней г-н Лысенко дал указание гендиректору «Дорсервиса» передать деньги через Бакунева и впредь «все процедурные вопросы» решать также с ним. Когда чиновник ушел, г-н Бакунев взял деньги и написал бизнесмену расписку о получении 300 тыс. долл. «для последующей передачи Лысенко за заключение договора аренды указанного земельного участка». После этого Бакунев был задержан, а чуть позже и Лысенко. Оба они были доставлены в московское управление СКП, где им предъявили обвинение в покушении на получение взятки.
На первом же допросе Бакунев раскаялся и полностью признал свою вину, пояснив, что они с Лысенко не собирались помогать бизнесмену, а хотели его деньги присвоить. Лысенко вину категорически отрицал, но признал «факты внеслужебных встреч и контактов, в том числе телефонных, с Бакуневым и представителем ООО «Дорсервис» Рогачевым». В результате обвинение обоим было переквалифицировано на покушение на мошенничество.
Учитывая, что Яков Бакунев тесно сотрудничал со следствием и «искренне раскаялся в содеянном», суд пришел к выводу, что он заслуживает снисхождения, и приговорил к пяти годам условно. Лысенко же на процессе продолжал настаивать на своей невиновности. Однако у него суд смягчающих обстоятельств не усмотрел и назначил ему шесть лет колонии и штраф. Лысенко с приговором не согласился и, по имеющейся информации, уже обжаловал его в Мосгорсуд.
Екатерина КАРАЧЕВА