Время новостей
     N°43, 17 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2010
Через 100 лет на тех же условиях
Строители дорог получили госгарантии
Председатель правительства Владимир Путин подписал постановление о государственных гарантиях инвесторам, которые совместно с государством участвуют в проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Об этом премьер лично сообщил вчера министру транспорта Игорю Левитину. «Речь идет об автомобильных дорогах, о железных дорогах, морских портах, об аэропортах, о взлетно-посадочных сооружениях», -- уточнил премьер. В стенограмме начала встречи, распространенной вчера пресс-службой правительства, приводятся также слова г-на Путина о том, что под действие постановления подпадают частные инвесторы, готовые вложить не менее 25% от стоимости каждого конкретного проекта.

«Постановление, по сути, открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений», -- сказал премьер. Министр заявил в ответ: «Это выводит нас на новый уровень. Мы впервые получаем возможность пользоваться «длинными» деньгами при строительстве инфраструктуры». По словам г-на Путина, в приложении к документу предусмотрен порядок финансирования трех проектов, которые Министерство транспорта уже несколько лет рассматривает как пилотные по внедрению и обкатке механизмов концессионного управления и частно-государственного партнерства. Все три относятся к сфере дорожного строительства: автомобильная дорога Москва -- Санкт-Петербург (проектная стоимость -- 25 млрд руб.), дорога в обход города Одинцово Московской области (8 млрд руб.) и «скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге (стоимость премьер не назвал, ранее она оценивалась в 212,7 млрд руб.). Г-н Левитин отметил, что концессионеры для первых двух проектов уже найдены. Так, трассой Москва -- Санкт-Петербург займется консорциум с участием французской компании, которая под этот проект получает еще и гарантии правительства Франции.

Отметив, что современная Россия делает первые шаги по внедрению концессионного механизма, г-н Левитин подчеркнул: «Если взять в историческом ракурсе, то так строились железные дороги в России. Под гарантии правительства, а затем правительство выкупало эти железные дороги». «Первая дорога в России была построена 100 лет назад именно на этих условиях», -- подтвердил г-н Путин.

Для повторения тех достижений на новом витке исторической спирали ключевое значение будет иметь не только возможность доступа инвесторам к госгарантиям, но и степень влияния этих гарантий на ставки по привлекаемым кредитам. «В настоящее время подписанные нормативно-правовые акты дают возможность концессионерам заключить договор с Министерством финансов и получить государственную гарантию, которую они должны будут разместить на рынке. И, конечно, мы очень надеемся, что ставки по таким гарантиям не будут превышать уровень, который позволит концессионерам выдержать выигранные на конкурсе условия», -- доложил главе правительства министр Левитин. Когда премьер поинтересовался, как обстоят дела со ставками в трех пилотных проектах, министр ограничился обещанием: «Здесь все будет на контроле». Но цифр не назвал. Во всяком случае, они не прозвучали в той части стенограммы встречи, которую пресс-служба правительства сделала достоянием общественности.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что наличие госгарантий способно побудить банки к некоторому снижению кредитной ставки при прочих равных обстоятельствах. Однако в гораздо большей степени ставка определяется этими «прочими обстоятельствами», а именно размером рисков, связанных с особенностями проекта, и общими характеристиками той сферы, в которой он осуществляется. «Вот пример из двух смежных областей транспортного бизнеса, -- сказал г-н Пантелеев вчера газете «Время новостей». -- Аэропортам банкиры готовы выдавать кредиты по ставке в среднем в полтора раза меньше, нежели авиакомпаниям, поскольку финансовые риски первых ниже, а вторых -- выше».

Михаил КУКУШКИН