В то время как глава российского правительства
Владимир Путин находился в Бресте на заседании cовмина союзного государства, Александр Лукашенко работал над проблемой энергетической безопасности в Каракасе. В ходе переговоров со своим венесуэльским коллегой Уго Чавесом он согласовал поставки нефти из боливарианской республики на белорусские перерабатывающие предприятия. Эксперты уверены, что эти договоренности носят исключительно политический характер и экономически неэффективны. Впрочем, и сами представители белорусского нефтепрома признают, что взаимовыгодными могут оказаться только бартерные схемы.
80 тыс. баррелей нефти в день -- на такой объем поставок венесуэльской нефти может теперь рассчитывать Минск. Объявлено, что после переработки на белорусских заводах сырье к общей выгоде будет продаваться на европейском рынке. Но планы по развитию углеводородного сотрудничества двух стран этим не ограничиваются. Договорились и об увеличении (с 15 до 20 тыс. баррелей в сутки) объема добычи нефти в рамках венсуэло-белорусского СП «Петролера БелоВенесолана». Со своей стороны Минск обязался построить в Венесуэле заводы по выпуску тракторов и грузовиков, а также наладить производство стройматериалов. Последние понадобятся, в частности, при возведении белорусскими рабочими 5 тыс. квартир в штате Арагуа. «Мы будем открывать новые месторождения, новые поселки, которые мы построим для наших венесуэльских братьев, -- заявил вчера г-н Лукашенко, отметив, что Минск займется также газификацией населенных пунктов. -- Белорусы пришли сюда для того, чтобы сделать все, чтобы у венесуэльского народа было все, чем располагает братская Белоруссия». В ответ Уго Чавес пообещал прислать какао, тропические фрукты и кофе.
Как полагают опрошенные «Временем новостей» эксперты, все достигнутые договоренности являются попыткой усилить позицию Минска на нефтяных переговорах с Москвой. «Это вопрос независимости, диверсификации поставок -- чего угодно, но не вопрос экономической целесообразности», -- полагает директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. По его словам, идея поставлять нефть из Венесуэлы в Белоруссию неэффективна как по логистике, так и ввиду технических особенностей белорусской нефтепереработки. Белоруссия не морская держава. Там нет портов, где могли бы разгружаться многотонные танкеры. Кроме того, местные НПЗ приспособлены под российское сырье. Необходимые же мощности для переработки венесуэльской тяжелой нефти, с высоким содержанием серы, есть, в частности, на заводах в США. Впрочем, по словам начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, в Венесуэле добывают сырье и более высокого качества, но не известно, захочет ли Уго Чавес делиться им с Белоруссией. Транспортные же расходы даже с учетом сильно подешевевшего в последнее время фрахта окажутся намного выше, чем при поставках по уже отработанным маршрутам. «Танкерами до Гданьска, оттуда по железной дороге. В итоге в финансовом отношении проигрыш составит до 30%», -- отметил аналитик, отметив, что такие потери возникнут в том случае, если не будут использованы демпинговые схемы. Однако в этом случае Венесуэла будет работать «в нуль», а Белоруссия не получит никаких дополнительных доходов.
Выходом, по мнению г-на Фейгина, могли бы стать обменные операции: «Контрактные потоки -- не одно и то же, что физические. По такой же схеме в свое время Советский Союз работал с Кубой». Таким образом, отпала бы необходимость дорогостоящей транспортировки через океан. Минск получал бы права на реализацию боливарианской нефти, которая продолжала бы поставляться по существующим направлениям. Сама же Белоруссия продолжила бы закупать сырье у традиционных партнеров. Однако в этом случае терялся бы политический смысл диверсификации.
Впрочем, белорусские нефтепереработчики не питают иллюзий по поводу экономической эффективности поставок из Венесуэлы. В «Белоруснефти» были вынуждены констатировать, что с учетом фрахта, перевалки в Литве и последующей железнодорожной транспортировки боливарианская нефть окажется значительно дороже российской, даже с учетом пошлин. «Прямые поставки нефти из Венесуэлы, безусловно, не имеют смысла, но если применять в оплате схемы бартера, нет ничего невозможного. Нужно учитывать условия поставок в Венесуэлу МАЗов, тракторов, другой техники, поставок в Белоруссию венесуэльской продукции», -- заметил в интервью Интерфаксу представитель руководства одного из белорусских НПЗ. Нефтепереработчики указали и на проблему с емкостями для хранения сырья. Последняя, по мнению г-на Александрова, делает углеводородные договоренности малореализуемыми. «Экономических причин отказываться от российской нефти нет. Существуют планы по увеличению поставок из Казахстана. Кто будет перерабатывать еще и венесуэльский объем?» -- подытожил эксперт.