|
|
N°43, 17 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закрыто на учет
Москва высчитывает оптимальное количество гастарбайтеров
Чиновники московского правительства намерены ответить на кажущиеся им слишком либеральными федеральные новшества в миграционной политике России пакетом собственных поправок в законодательство. Комитет межрегиональных связей и нацполитики Москвы сейчас готовит собственную концепцию реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений, хотя в мэрии, похоже, не слишком надеются на то, что федеральные власти прислушиваются к мнению властей столицы. «Москва, как и любой другой субъект РФ, не имеет возможности определять миграционную политику. Но как субъект федерации Москва отвечает за то, что происходит на ее территории, она может вносить предложения, в том числе законодательные, но будут ли эти предложения рассмотрены, большой вопрос», -- заявил вчера зампред комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Евгений Чернецов.
Детально свои предложения в мэрии пока не раскрывают, но уже ясно, что они являются явной противоположностью последних поправок в миграционное законодательство, и в частности недавно принятого Госдумой в первом чтении закона о трудовых патентах для гастарбайтеров. Напомним, что закон о трудовых патентах, который был разработан Федеральной миграционной службой, подразумевает, что иностранные работники смогут прибывать в Россию сверх устанавливаемых правительством ежегодных квот на трудовых мигрантов. Любой мигрант сможет приобрести за 1 тыс. руб. патент для работы у частных лиц, и это будет достаточным основанием для легального пребывания и трудоустройства в России.
Власти же Москвы считают, что механизм квотирования иностранной рабсилы, напротив, должен ужесточаться. В феврале Мосгордума дала отрицательный отзыв на законопроект ФМС -- свое решение депутаты мотивировали тем, что размывание статуса трудового мигранта приведет к росту в России и в столице числа неучтенных иностранцев. «Я ответственно заявляю: по сути, речь идет о сведении на «нет» механизма выдачи квот», -- отозвался вчера о «патентном» законе руководитель департамента труда и занятости Москвы Олег Нетеребский. Чиновник напомнил, что мэр Юрий Лужков поставил перед городскими службами прямо противоположную задачу -- снизить московскую квоту на 2010 год с 250 до 200 тыс. человек. Новый показатель был по инициативе градоначальника внесен в проект трехстороннего соглашения между правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей.
«Ответ на вопрос, нужны ли Москве трудовые мигранты, однозначен: да, требуются», -- подчеркнул г-н Нетеребский. Вопрос, по его словам, состоит в другом: сколько мигрантов нужно городу и не занимают ли гастарбайтеры рабочие места, которые могли бы занять москвичи? «В 2008 году в Москве трудовым мигрантам было выдано 634 тыс. разрешений на работу. Это значит, что каждый 10-й официально работающий в городе был иностранцем, -- отметил глава департамента труда и занятости. -- Если проанализировать банк вакансий (а в нем в кризисные годы было до 170 тыс. позиций), то более половины вакансий предлагается иностранной рабочей силе». Зарплата москвичей снижается пропорционально росту числа трудовых мигрантов в городе, добавил Евгений Чернецов. По его утверждению, зарплата «москвичей, владеющих рабочими профессиями и желающих по-настоящему трудиться», могла бы быть на 60% выше, не будь у них конкурентов из бедных стран, «не говоря уж о том, что у кого-то мигранты просто отняли рабочие места».
По словам г-на Нетеребского, работодатели используют разного рода хитрые схемы, дабы доказать свою потребность в дешевой «импортной» рабсиле. «Работодатель заявляет минимальные требования по зарплате и максимальные по квалификации работника, -- заметил чиновник. -- Естественно, что служба занятости подобрать на зарплату 8--10 тыс. руб. специалистов с высшим образованием не может. Таким образом, формально, по закону работодателю выдают заключение о том, что москвича и россиянина вообще служба занятости найти не смогла. С этой бумагой работодатель идет в ФМС и на полном основании получает разрешение на привлечение иностранной рабсилы. Этот порядок нелогичен».
Это «не единственные безобразия», которые усмотрел в рамках существующего порядка выдачи разрешений на работу в России г-н Нетеребский. У работодателя, который участвовал в квотной кампании и получил разрешение на привлечение мигрантов, нет никакой гарантии, что он этих работников получит. «По существующему порядку иностранный гражданин приезжает в Россию из страны с безвизовым режимом, приходит в миграционную службу, и если квота чисто механически не выбрана, ему обязаны выдать разрешение на работу. Мигрант трудоустраивается не к тому работодателю, который участвовал в квотной кампании, причем это не является нарушением законодательства», -- отметил Олег Нетеребский.
Примечательно, что со столичными чиновниками во многом солидаризировался и президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин. Он отметил, что «ненужные городу» мигранты, как правило, не возвращаются на родину и в итоге становятся нелегалами, попадают в распоряжение теневого бизнеса. Фактически г-н Амин согласился с утверждением Юрия Лужкова, заявившего, что невостребованные иностранцы «в лучшем случае занимаются какими-то случайными подработками, то есть получают случайную зарплату на случайных рабочих местах» или же попадают в криминальную среду.
Появление излишней рабочей силы, по мнению президента Федерации мигрантов, связано с отсутствием должного контроля за теми миграционными потоками, что текут в Россию из стран ближнего зарубежья, с которыми установлен безвизовый режим. «Украинцы, молдаване, таджики, киргизы и граждане других стран СНГ могут в любой момент купить билет и приехать в любой российский регион, законы это позволяют, -- заметил г-н Амин. -- Мы считаем, что еще на границе человек должен декларировать, с какой целью он приезжает в Россию -- с целью трудоустройства или, например, как турист». Кроме того, глава Федерации мигрантов России одобрил инициативу президента Медведева по созданию единой компьютерной базы данных на иностранных граждан, находящихся в России. «Причем, -- считает г-н Амин, -- эти данные должны собираться непосредственно при пересечении границы и передаваться уполномоченным региональным структурам и правоохранительным органам».
Михаил МОШКИН