Время новостей
     N°43, 17 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2010
Компас -- глазомер
Открывается VIII международный месяц фотографии в Москве
Первый и крупнейший фестиваль фотоискусства международного масштаба в России -- Фотобиеннале-2010 официально стартует завтра. Главных темы три -- Vive la France! (история и современность французской фотографии, программа приурочена к Году Франции в России), а также «Ретроспективы» и «Перспективы». Событий, как всегда, более сотни. Московский дом фотографии и его директор Ольга Свиблова заручились и в этот раз поддержкой разных меценатов, без которых, понятное дело, ничего бы не случилось. Это и министерство культуры и коммуникаций Франции, и посольства ряда европейских стран, и стратегические партнеры: MasterCard,Volkswagen, ОАО «Новатэк», Capital Group, BSGV, Martini, Ahmad Tea, Sobranie, ГУМ, Bosco di Ciliegi.

На что необходимо сходить в первую очередь? Разумеется, на классиков французской фотографии. Понятно, что Франция -- родина фотографии, и в деле уколов сознания виртуозной атакой на визуальность галльские мэтры фотообъектива являются прямыми наследниками славных мушкетеров. Великое репортажное фотоагентство Magnum Photos привезет лучших и главных. Анри Картье-Брессон едва ли не в каждом своем снимке мог достичь такого пластического обобщения, чеканной выразительности образных формулировок, что впору сравнивать энергию одного его кадра с впечатлением от просмотра целого фильма. В своей книге «Воображаемая реальность», что в России вышла три года назад, Картье-Брессон написал: «Для определения точки золотого сечения у фотографа есть единственный компас -- собственный глазомер». Кто скажет лучше?

Ретроспектива творчества Картье-Брессона откроется завтра в Манеже. Там же можно будет познакомиться с творчеством вдовы великого мастера Мартины Франк. Уникальным документом в том числе и театрального искусства является фотолетопись жизни знаменитой труппы Theatre du Soleil (Театр Солнца), которым руководит знаменитая Ариан Мнушкин, подруга и, что самое удивительное, первый фотоучитель Мартины Франк. Госпожа Франк фиксирует все события, происходящие в Театре Солнца, с момента его основания в 1964 году.

Третий ожидаемый в России мэтр Magnum -- Эллиотт Эрвитт. С завтрашнего дня в том же Манеже можно будет оценить его «любительскую» съемку, которая, по собственному признанию фотографа, есть лишь производное от слова «любить», -- это те серии, что мастер создал в свободное от заказов время. Фактурные, мягкие, романтические и очень «французистые» кадры.

Отдельный сюжет -- показ архива почтеннейшего мирового фотофестиваля во французском Арле, которому исполнилось сорок лет. Выставка арльского фестиваля «Сладкие сны памяти» оказалась первой ласточкой московской Фотобиеннале. Она уже работает с 10 марта в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств (Гоголевский бульвар, 10).

Серию монографий в Манеже продолжит рассказ о знаменитом Робере Дельпире, издателе книг по фотоискусству, во многом популяризировавшему этот жанр во Франции. Примечательно, что разговор о нем будет в жанре видео. И поведется еще одним признанным мастером фотоискусства -- режиссером фильма «Робер Дельпир. Человек, показывающий картинки» Сарой Мун.

Среди нефранцузских мэтров, обязательных к просмотру, -- экспозиции основателей фотографической школы Дюссельдорфа Бернда и Хиллы Бехер. Их выставка «Индустриальные археологи» откроется 9 апреля в фонде культуры «Екатерина». Наверное, творческое кредо четы Бехер можно определить как «архитектура от первого лица». Художники портретируют нарочито техницистские постройки (теплостанции, водонапорные башни, градирни, элеваторы) во фронтальной перспективе, при ровном освещении. Получаются парадные изображения в отсутствие всякого человеческого присутствия. Полная самодостаточность. Эта своеобычная метафизика постконструктивизма увлекла многих последователей Бехеров, стала стилеобразующим принципом дюссельдорфской школы. Один из самых известных наследников -- Андреас Гурски, персональную выставку которого не так давно можно было видеть в том же фонде «Екатерина». Во время нынешнего фестиваля представится случай познакомиться с работами других последователей стиля Бехеров -- Габриэле Базилико и Эльгера Эссера.

Удачным и смелым назову идею организаторов фестиваля показать российскую фотожизнь максимально разнообразно, не делать ставку исключительно на ретроспективы и проверенный временем материал, не бояться шума разных поколений, эксперимента и полемики. Мэтры, конечно, тоже покажутся: в программе авангардные фотографии 20-х Аркадия Шайхета, работы Андрея Безукладникова, Валерия Щеколдина, Александра Слюсарева, Игоря Мухина, Владимира Мишукова, Георгия Первова. Однако ставки сделаны не только на них. В цикле «Москва--Париж» россияне и французы, в том числе и совсем молодые, поделятся впечатлениями о творческих стажировках друг у друга. В галерее «На Солянке» обещаны также диалоги молодых из Греции, России и Турции. И замечательно, что анонсировано участие в биеннале студентов московской Школы фотографии имени А. Родченко -- надежды на будущее отечественного фотоискусства.

© Henri Cartier-Bresson / Magnum photos

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки