|
|
N°42, 16 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Урная реакция
Все партии считают себя победителями региональных выборов
Результаты выборов, прошедших 14 марта в восьми регионах России, удовлетворили как партию власти, так и парламентскую оппозицию. Что же касается оппозиции непарламентской, то даже она нашла поводы для оптимизма. Хотя и с серьезными оговорками. Газета «Время новостей» поинтересовалась мнением об итогах голосования у представителей всех партий, принимавших участие в выборах.
«Главный итог выборов -- это победа. Мы сформируем фракции большинства в парламентах всех восьми субъектов федерации, где прошли выборы, -- сказал "Времени новостей" председатель центрального исполнительного комитета «Единой России», депутат Госдумы Андрей Воробьев после митинга «Чистая победа» на Поклонной горе в Москве, где единороссы благодарили своих избирателей. -- Значит, мы можем реализовать свою программу. Мы довольны результатом, тем более это была победа при высокой явке. Разыгрывалось огромное количество мандатов -- 41 тысяча, и наши кандидаты выдвигались практически в каждом округе. Во всех субъектах мы повысили свой результат».
У партии «Справедливая Россия» другой метод подсчета результативности выборов. «Если мы возьмем усредненный результат по восьми регионам, где были выборы, и сравним с результатами выборов в Госдуму, то увидим, что у «Единой России» был результат на федеральных парламентских выборах 61,4%, а сейчас -- 48,8%. Налицо снижение, -- отмечает руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев. -- Если мы возьмем «Справедливую Россию», на выборах в Думу был результат 7,7%, а сейчас -- 13,3%. По таким подсчетам вырос результат и у КПРФ. То есть оппозиция прибавила, а «Единая Россия» потеряла. Но из оппозиции мы прибавили больше всех».
По мнению г-на Левичева, организаторы выборов учли уроки демарша трех фракций в Госдуме -- КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, когда в октябре парламентская оппозиция дружно покинула зал заседаний в знак протеста против нарушений избирательного законодательства.
«На прошедших 14 марта выборах было сочетание не очень «удобных» для КПРФ регионов, -- рассказал первый заместитель председателя Компартии, вице-спикер Госдумы Иван Мельников. -- В феврале этого года работающий на власть социологический фонд «Общественное мнение» показывал нам результаты в этих регионах в диапазоне от 4 до 12%. Безусловно, это были провокационно заниженные цифры, но в любом случае мы знали, что в этих субъектах Российской Федерации ранее мы получали не самые блестящие результаты. Однако если дать интегральную оценку по всем восьми регионам, то в целом 14 марта мы не только выступили лучше, чем прежде, но и что-то смогли нарастить. Мы поднялись на качественно новый политический этаж поддержки нашей партии. Причем сделали это не благодаря тому, что стало меньше нарушений, их уровень по-прежнему очень высок, а вопреки административному ресурсу. В семи из восьми регионов мы на втором месте, подтверждая статус альтернативного полюса, основного оппонента проводимого курса. Исключение только Ямало-Ненецкий округ, и оно несущественно для политической карты России».
Товарищ Мельников также отмечает «заметное, хорошо ощутимое снижение результатов «Единой России». «Только в одной Воронежской области партия власти сумела превысить свой и без того неправдоподобно высокий результат, полученный в этом регионе на выборах в Госдуму в 2007 году. Было у них тогда 57,5%, а сейчас стало 62%», -- говорит первый зампред ЦК КПРФ.
«Я считаю, что результат для нас удачный, -- сказал первый заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Максим Рохмистров. -- Я думаю, мы вплотную приблизились к тем показателям, которые были в 1993 году, а это 20--30% по России, что для оппозиционной партии очень хорошо. Если мы до конца сумеем наладить систему контроля, как раз эти проценты у нас и будут. Думаю, что сейчас мы вернули себе избирателя по всем регионам и показали, что мы можем сохранять голоса».
Тем не менее г-н Рохмистров отмечает, что очищения избирательных технологий не произошло: «Таких грязных выборов еще не было». Но избиркомы, по словам депутата, оперативно реагировали на все замечания.
В оценке избирательных технологий с Максимом Рохмистровым согласна заместитель председателя партии «Патриоты России» Надежда Корнеева: «Я только вернулась из Рязани и могу сказать, что более грязных выборов не видела. В последний момент перед выборами издали якобы нашу газету с моим обращением к ЛДПР. Мы к этому не имеем никакого отношения. Нам понятно, кто заказчик, потому что это было выгодно только партии власти -- они серьезно бодались с ЛДПР. И таких случаев сколько угодно».
Представители других непарламентских партий считают, что поставлены в дискриминационные условия по отношению к так называемой системной оппозиции. «На примере нашей партии могу сказать, что эти выборы были нечестными и несправедливыми. Наша партия просто не была к ним допущена в силу крайне одиозной, дискриминационной процедуры сбора подписей, -- заявил лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. -- После отмены избирательного залога у партий, не имеющих фракций в Госдуме, нет альтернативы. Нас насильно заставили собирать эти подписи, поставили в заведомо неравные условия с другими партиями и в результате не допустили до выборов. В этом смысле выборы демонстрируют ухудшение ситуации с демократией. Шансы у нас были как раз в тех регионах, где нас не допустили по подписям, -- Калужской и Свердловской областях. Там, где нас допустили на муниципальных выборах, мы показали хороший результат. Например, в Туле на выборах в городскую Думу список «Яблока» набрал 11% и занял четвертое место. Мы живем в такой политической системе, где оппозиционная партия может быть допущена только на муниципальные выборы. А на региональные выборы ей путь заказан».
Сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман рад и небольшим победам: «Мы прошли на муниципальном уровне. Число депутатов «Правого дела» даже возросло. А в некоторых местах прошли с блеском. Очень хорошо выступили в Пермском крае, Нижегородской области. У нас отнюдь не только поражения. Что касается поражений и их причин, очевидно, что нынешняя система не допускает нормальной смены власти демократическим путем. Это, в частности, выражается в том, что те партии, которые не представлены в Федеральном Собрании, практически не имеют шансов получить хоть как-то близкий к барьеру результат. Вторая причина -- это наша внутренняя проблема. Раздрай внутри партии, конечно, стоит очень дорого. Мы пытаемся его преодолевать».
Политик также отметил оптимистические настроения у партийцев из разных регионов, с которыми он беседовал в ночь выборов: «Где-то радуются, что победили, где-то огорчаются, что проиграли. Но никто не впадает в грех уныния, никто не опускает руки и не собирается сдаваться. Я думаю, что стратегически к парламентским выборам декабря 2011 года все будет хорошо».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА