Время новостей
     N°42, 16 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2010
Повышают градус
В Госдуме считают цены на водку неадекватно низкими
Пока правительство решает, нужно ли вводить запрет на продажу спиртного после девяти часов вечера, законодатели и эксперты обсуждают дальнейшие меры, с помощью которых можно было бы решить задачу, поставленную президентом Медведевым, -- до 2020 года побороть алкоголизм. Депутаты, чиновники и медики, приглашенные вчера на дискуссию в Центр стратегических разработок, при всей несхожести позиций пришли к выводу, что сухой закон не станет панацеей от национального бедствия, тем более что население вряд ли поддержит антиалкогольную кампанию, подобную горбачевской: согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, лишь 8% россиян считает перестроечную борьбу с пьянством эффективной. «Никто не говорит о том, что нужно перестать потреблять алкоголь вообще. Необходимо бороться за снижение потребления крепкого алкоголя», -- пояснил первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

В рекомендациях правительству, принятых по итогам совещания, в частности, предлагается бороться за народную трезвость, советуясь со всеми заинтересованными сторонами. В частности, в рабочую группу при правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка следует включить представителей компаний -- производителей алкоголя и пива (которое, как известно, в России не признается спиртным напитком).

Впрочем, далеко не все участники заседания согласились с этим призывом. Так, депутат Герасименко заметил, что виноделы, пивовары и производители крепких напитков в первую очередь будут блюсти свои интересы. «Либо мы работаем на снижение потребления, укрепление здоровья и снижение смертности, или мы будем говорить о развитии бизнеса. Мы должны понимать, что при снижении потребления бизнес будет терять свою прибыль», -- подчеркнул первый зампред думского комитета по охране здоровья. По его словам, алкоголь в России имеет очень серьезное лобби: производители, продавцы, сети ресторанов и кафе, рекламодатели, СМИ, медицинские учреждения, специализирующиеся на лечении запоев и т.п. «Они будут убеждать в том, что статистические данные не такие уж ужасающие. Самое главное -- разъяснить людям, что алкоголь вреден», -- заметил депутат.

Тем не менее, подчеркнул г-н Герасименко, даже официальные данные «Росстата» внушают опасение. «Существует прямая корреляция потребления крепкого алкоголя и смертности населения, -- добавил депутат. -- Потребление резко увеличилось в 90-х годах: если до этого в среднем умирало менее 1,5 млн человек в год (восемь-девять человек на 1 тыс. населения), то с 90-х в год стало умирать по 2,5--2,6 млн. Это, в частности, было связано с резким увеличением потребления алкоголя -- практически в два раза». Медики, участвовавшие в «круглом столе», усомнились в цифре, упомянутой в тексте правительственной концепции по борьбе с алкоголизмом. Так, по мнению главы отдела системных исследований НИИ психиатрии доктора меднаук Александра Немцова, от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, ежегодно умирает не около 75 тыс. человек (как отмечено в концепции), а около 700 тыс. человек.

С точки зрения Николая Герасименко, из тех мер, с помощью которых правительство намеревается к 2020 году одолеть алкоголизм, лишь 30% по-настоящему эффективны. «Остальное -- это разного рода информационные кампании, координация, пропаганда, укрепление нравственности, общеобразовательные программы и т.п., -- заметил депутат. --Это, конечно, нужно, но наиболее эффективной мерой, и об этом свидетельствует мировая практика, остается увеличение цены крепкого алкоголя». Сейчас, по мнению депутата, ценовая политика на алкогольном рынке абсолютно неадекватна. Бутылка водки, подчеркнул г-н Герасименко, не может стоить столько же, сколько стоит пакет сока.

«Необходимо повысить акцизы на крепкие спиртные напитки и изменить отношение к нелегальному алкоголю, производимому в России и за ее пределами», -- согласен и экс-министр труда и социального развития, а ныне член Совета Федерации Александр Починок. По мнению сенатора, одной из возможных мер контроля алкогольного рынка мог бы стать отказ от ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, введенная в 1995 году для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта) и «переход на более понятные системы защиты и контроля».

«Повышение акцизов ничего не даст, если не приведет к обратному эффекту», -- не согласился с г-ном Починком президент Фонда законодательных инициатив, экс-депутат Госдумы Григорий Томчин. Самое же главное, по его мнению, обеспечить прозрачность рынка алкоголя, что включает в себя борьбу с паленым спиртным. «Это должна быть абсолютно отдельная программа, в которой не должны принимать участие ни пропагандисты, ни социальные работники -- они только запутают ситуацию, -- полагает эксперт. -- Борьбу за прозрачность рынка не надо смешивать с борьбой за трезвость или с борьбой с пивным алкоголизмом (который вообще является отдельной проблемой)».

Михаил МОШКИН