|
|
N°41, 15 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нотр-храм де Пари
Россия купила кусочек французской столицы
В центре Парижа скоро вырастет главный в Европе собор Московской патриархии. Россия подписала на днях документы по приобретению земли в столице. Сделка была оформлена в министерстве бюджета Франции. С российской стороны купчую подписал управляющий делами президента Владимир Кожин. От французов подписи поставили министр бюджета Эрик Верт и главный казначей региона Иль-де-Франс Жан-Пьер Конрие. На территории площадью 4249 квадратных метров в самом центре французской столицы будут воздвигнуты православный кафедральный собор и здания культурно-духовного значения. В том числе помещение для Русской духовной семинарии.
Произошло то, что рано или поздно должно было случиться. Еще в 2007 году в ходе встречи Николя Саркози с тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Елисейском дворце прозвучала идея о возведении в Париже кафедрального собора Русской православной церкви (РПЦ). Французский президент пообещал содействовать реализации этой идеи, и обстоятельства так совпали, что задуманное стало реальным.
Чтобы решить проблему бюджетного дефицита, разросшегося из-за мирового финансового кризиса, французское государство начало распродавать госсобственность. Среди старых казарм, заброшенных лесничеств и холодных зданий наполеоновских трибуналов оказались и некоторые сооружения в престижных кварталах столицы. Так, кирпичный комплекс из трех корпусов национальной метеорологической компании «Метео Франс», созданный в 1948 году на набережной Бранли у моста Альма, приглянулся одновременно канадцам, которые задумали возвести на этом месте посольство, саудовцам, захотевшим построить очередную мечеть, и россиянам, желавшим создать свой религиозно-культурный центр.
Помню, в конце прошлого года журналисты из агентства Франс Пресс, с которыми встретился автор «Времени новостей», в этом заочном состязании поставили на шейхов из Саудовской Аравии. Дескать, князья пустыни на подобных торгах обычно дают денег больше всех. Но не их взяла, а наша. Россияне предложили, как утверждает парижская газета «Фигаро», не менее 60 млн евро (почти 2,5 млрд руб.). Расположение будущего храма идеально: на берегу Сены, как раз посередине между Эйфелевой башней и эспланадой Инвалидов. И воздуха вокруг много, и подъезд удобный.
Говорят, что собор с его подворьем будет выполнен в стиле хай-тек и непременно с золотыми куполами, которые станут заметны не только Господу, но и многочисленным туристам, сплавляющимся по реке. К этому проекту, как заявил российский посол во Франции Александр Орлов, предъявляются особые требования. Будет проведен международный конкурс, и авторитетная комиссия, в которую войдут представители России и Франции, отберет лучший проект.
Как это будет выглядеть по срокам? 430 сотрудников «Метео Франс» должны переехать в новое здание метеорологической службы, что в парижском пригороде Сен-Манде, не позже конца будущего года. Так что работы по созданию русского духовного центра начнутся не ранее 2012 года. Конечно, хотелось бы быстрее. Но после долгих лет ожидания и такой результат неплох. Дело в том, что сегодня Корсунская епархия Московской патриархии, объединяющая около десятка приходов в Европе, не имеет мало-мальски заметного храма во Франции. Правда, в Париже действуют два «московских» храма -- Трех Святителей и «Всех скорбящих Радость», но они находятся в гражданских, полуподвальных строениях. И при всем желании не в состоянии принять паству, ощутимо разросшуюся благодаря тем, кого местная пресса называет «новыми русскими французами».
И тут нельзя не остановиться на специфике русского православия в условиях своеобразной парижской географии. Самый статусный храм в Париже -- построенный еще в XIX веке собор Александра Невского, что на улице Дарю, -- входит в юрисдикцию экзархата русских приходов Константинопольской православной церкви, нередко именуемой в греческой литературе Великой церковью Христа. Под верховенством константинопольских иерархов пребывает и храм преподобного Сергия Радонежского с подворьем и Богословским университетом -- до недавнего времени единственной духовной семинарии российского зарубежья. Комплекс его зданий на рю де Криме (Крымская улица, что на севере Парижа) был выкуплен в 20-е годы прошлого столетия у немцев-лютеран за «медные деньги», собранные по сантиму русскими эмигрантами, и впоследствии значительно перестроен.
Помню, как много лет назад меня впервые привел в Свято-Сергиевское подворье профессор Константин Андроников, большой знаток пасхального символизма и бывший личный переводчик генерала Шарля де Голля. Служивший в ту пору деканом Богословского института, он вместе с другом-сербом отцом Николаем Чернокраком с почтительным придыханием рассказывал мне о семинарии, где тогда занималось до полусотни учащихся из разных стран, и показывал кабинеты, в которых когда-то работали епископ Кассиан, архимандрит Киприан, отец Сергий Булгаков. Там трудились протопресвитеры Василий Зенковский, Александр Шмеман, а также Карташев, Лосский... Великие русские богословы, философы. Их лекции и проповеди слушали русские эмигранты разных поколений.
После второй мировой войны «сталинский митрополит» Николай (Ярушевич) неоднократно приезжал во Францию и зазывал эмигрантов возвратиться в Россию. Те из них, кто послушал и поверил в посулы, почти все сгинули в лагерях. Те же, кто остался в Европе, сделали свой выбор прихожанина не в пользу Московской патриархии...
Слов нет, с тех пор много воды и в Сене, и в Москве-реке утекло. Изменился мир, стало иным и восприятие в нем российского православия. В 2007 году началось сближение Московской патриархии с независимой Русской зарубежной церковью с центром в Америке, в городе Джорданвиле. Во Франции ей мало что принадлежит. Из заметных объектов, пожалуй, только крупный женский монастырь в Провемоне (Нормандия) и исторический храм в Канне. Казалось бы, при сердечных связях, установленных за последние годы, сближение русских церквей должно пойти с ускорением. Однако не все оказалось так просто. Затянувшаяся болезненная передача в ведение РПЦ русских храмов в Ницце и Биаррице показала, что Московской патриархии особо не приходится рассчитывать на помощь с западной стороны. Поэтому и встал вопрос о срочном расширении.
Начало ему было положено созданием в Эпине-су-Сенар под Парижем первого высшего учебного заведения Московской патриархии в Европе -- Русской духовной семинарии, которая, вероятно, потом переедет в здание будущего российского духовного центра на парижской набережной Бранли, дом 1. И вот еще один шаг -- скорое строительство кафедрального собора. «Смогут ли французы участвовать в выборе архитектуры будущего русского комплекса?» -- мучаются вопросами парижане, страстно оберегающие уникальный облик своего города. И станет ли это новой визитной карточкой столицы, как известный Нотр-Дам де Пари -- собор Парижской Богоматери? Впрочем, один важный выбор французы уже сделали: предпочли мечети православную церковь.
Кирилл ПРИВАЛОВ