|
|
N°40, 12 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Смертный приговор Москве»
Общественная палата присоединилась к критике градостроительной политики Юрия Лужкова
Московская политическая оппозиция, судя по всему, может рассчитывать на поддержку федеральных общественных структур в борьбе за отсрочку принятия генплана развития города до 2025 года. Вчера комиссия Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры выступила с требованием провести независимую профессиональную экспертизу главного градостроительного документа столицы. Также общественники настаивают на проведении повторных публичных слушаний, но уже с привлечением социологических групп по работе с населением и статистических агентств «с целью максимально полного учета пожеланий граждан к развитию города, в котором они живут». «В противном случае гражданские институты будут считать себя обманутыми столь целенаправленно выстроенным «совершенством» нашей бюрократической системы», -- говорится в официальном заявлении ОП.
Напомним, что 10 марта, через четыре месяца после рассмотрения проекта генплана в первом чтении, Мосгордума вернулась к изучению неоднозначного документа. Несмотря на то что в конце прошлого года Госдума отодвинула крайний срок разработки регионами документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, отсутствие которых ранее могло заморозить любые манипуляции с землей, столичные власти решили не откладывать документ в долгий ящик. Проект генплана на этой неделе прошел второе чтение и должен быть окончательно утвержден уже в апреле.
Ни чиновников, ни депутатов от фракции «Единая Россия» в Мосгордуме не смутили протесты жителей и оппозиции, как и возражения прокуратуры, напомнившей, что жизненно важный для столицы документ должен быть согласован с федеральным правительством и руководством Московской области. Как утверждал на заседании Мосгордумы председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству столичного парламента Михаил Москвин-Тарханов, в общем порядке «все процедуры соблюдены, отзывы получены». А замечания к документу прокуратуры, по его словам, связаны с путаницей в понимании того, что должно быть согласовано частным образом.
Федеральное законодательство предусматривает особый порядок согласования столичных функций города, а следовательно, и соответствующего раздела в проекте генплана. Однако в мэрии и Мосгордуме уверены: что касается одного раздела, не касается всего документа. «В тексте закона о генплане предусмотрено, что соответствующий раздел будет действовать только после согласования», -- заявляют разработчики, считающие, что формально соблюли все нормы. Как утверждает г-н Москвин-Тарханов, «таким способом власти и раньше выходили из положения». Депутаты не отрицают, что и с соседней областью у города улажены не все спорные земельные вопросы. «Но это не означает отсутствия процедуры согласования», -- заявил г-н Москвин-Тарханов и отметил, что располагает согласительным письмом вице-губернатора Подмосковья.
Между тем не только городская оппозиция, но и эксперты Общественной палаты обнаружили в генплане такие нормы, которые, по их мнению, не позволят сохранить исторический облик Москвы. «В нем весь центр города -- это зона строительства так называемых культурно-офисных центров», -- утверждают в ОП, подчеркивая, что таким образом «создается угроза целостности памятников истории и культуры». Общественники отмечают, что, представив карты зон реорганизации городской среды, чиновники не потрудились составить схему размещения памятников. Сопоставить строительные перспективы тех территорий, где сейчас находятся объекты культурного и исторического наследия, по данным ОП, позволила лишь работа, проделанная общественной организацией «Архнадзор», а не государственной структурой. В так называемую зону реорганизации попало более 230 официально признанных памятников и еще порядка 1,5 тыс. объектов, которые ждут получения этого статуса.
Как напоминают в Общественной палате, даже перед принятием генплана 1935 года был проведен мощный конкурс идей -- концепций развития Москвы. «Этот конкурс проходил в течение нескольких лет с участием ведущих российских и зарубежных архитекторов», -- сетуют эксперты на то, что современный градостроительный документ «тихо разрабатывается Институтом генплана и принимается в режиме цейтнота». В итоге, считают в ОП, из-под пера городских архитекторов вышел проект, который лишь «фиксирует и узаконивает» результаты стихийной застройки города на протяжении последнего десятка лет.
Смущает общественников и отсутствие адекватной реакции депутатов Мосгордумы нового созыва на многочисленные жалобы избирателей. Беспрекословное принятие градостроительной политики мэрии нынешним составом Думы (документ не поддержала единственная оппозиционная фракция коммунистов), по мнению экспертов ОП, является первым плачевным результатом проведенных осенью выборов в столичный парламент. Резюмируя свои оценки, представители Общественной палаты называли проект генплана «смертным приговором Москве».
Городские единороссы не могли не отреагировать на столь жесткую критику, в которой они углядели покушение на политическую систему, сложившуюся в Москве. Лидер фракции «Единая Россия» в Мосгордуме Андрей Метельский назвал заявления представителей Общественной палаты «крайне неосторожными». «Это достаточно серьезный документ, труд сотни архитекторов, специалистов. Он прошел два чтения в Москве, и там учтены мнения сотен тысяч москвичей», -- утверждает г-н Метельский. Судя по словам депутата, Общественная палата занимается не совсем своим делом. Призванная выступать «гарантом стабильности», она громкими заявлениями заставляет людей нервничать и сомневаться, отмечает единоросс. «Да, есть некоторые моменты, которые нужно поправить. Именно поэтому мы и провели общественные слушания, поэтому и пошли на третье чтение, чтобы не было никаких недомолвок», -- заявил г-н Метельский. Он вообще не понимает, «почему Общественная палата так рьяно берется за Москву». «Они боятся выехать в другие области? Там еще больше градостроительных недочетов, чем в столице», -- отсылают городские депутаты общественников в менее благополучные регионы. А Михаил Москвин-Тарханов уверен, что мнение ОП вообще не заслуживает какой-либо реакции. «Не думаю, что подобные заявления стоят внимания», -- заявил он РИА Новости.
Примечательно, однако, что сейчас столичные власти стали более осторожны при рассмотрении основополагающих градостроительных документов. Ранее чиновники настаивали на одновременном рассмотрении проекта генплана и не менее объемного и сложного проекта Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Генплан регламентирует общее развитие территории города, а разрабатываемые на его основе ПЗЗ должны регулировать действия землепользователей на конкретных участках. Однако сейчас ПЗЗ временно отложили, рассказал «Времени новостей» главный архитектор города Александр Кузьмин. По его словам, раньше аврально утверждать оба документа город подстегивали федеральные нормы. Теперь же в мэрии решили «более честно отработать генплан до апреля, а после этого спокойно работать над ПЗЗ».
И хотя, как уверяют чиновники, именно генплан является «константой градостроительной политики», проект Правил землепользования и застройки наверняка вызовет не меньший резонанс. Напомним, что во время рассмотрения этих документов на заседании столичного правительства сразу после публичных слушаний осенью прошлого года представители «Москонтроля» отмечали, что прописанные в проекте ПЗЗ новые градостроительные регламенты неравномерно учитывают интересы одних землепользователей в ущерб другим. В ряде случаев они составлены явно в пользу будущих застройщиков. По данным контрольного комитета, проект ПЗЗ не только предусматривал чрезмерно плотное офисное строительство на центральных улицах города, но и узаконивал размещение общественно-торговых объектов в зеленых зонах мегаполиса.
Юлия ХОМЧЕНКО