|
|
N°39, 11 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крепко предложили
Правительство рассматривает возможность запрета продажи алкоголя после 21 часа
Российские власти в борьбе с пьянством решили обратиться к проверенному еще в советские времена методу -- сокращению временного отрезка, в течение которого гражданин может приобрести спиртное. Уже сегодня предметом рассмотрения правительственной комиссии по вопросам регулирования алкогольного рынка могут стать поправки в федеральное законодательство, запрещающие продажу крепкого алкоголя в магазинах после 21.00. «Речь идет о напитках крепостью более 15 градусов, это (запрет на продажу после 21 часа. -- Ред.) одна из идей, и она пока обсуждается», -- заявил агентству Интерфакс источник в Минпромторге. Тот же источник сообщил, что соответствующие предложения переданы в аппарат первого вице-премьера Виктора Зубкова. Несколько предпринимателей, деятельность которых связана с рынком алкоголя, подтвердили «Времени новостей», что такая идея активно обсуждается и бизнесмены в последнее время активно привлекались чиновниками для консультаций.
Идея запрета продажи алкоголя с 21.00 до 11.00 исходит от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка («Росалкогольрегулирование»). Более того, по словам представителей Минпромторга, «Росалкогольрегулирование» изначально предлагало запретить продажу крепкого спиртного после 19 часов. Ведомство ссылается на проект поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» -- в этом законопроекте в том числе содержится норма, ограничивающая продажу алкоголя временем с 11 утра до 21 часа.
Минэкономразвития и Минпромторг, которые также принимали участие в разработке поправок, предлагают более щадящий график. В МЭР полагают, что алкоголь нельзя продавать после 22 часов, а в Минпромторге считают целесообразным ограничить время розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов. «Предложенный временной интервал (с 23.00 до 8.00. -- Ред.) соотносится с положениями актов субъектов РФ, предусматривающих ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в части закрепления периода суток, под которым следует понимать ночное время», -- пояснил позицию министерства директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов. Внесение поправок в федеральное законодательство призвано унифицировать ограничения на розничную продажу спиртного (сейчас, как известно, каждый субъект федерации устанавливает их самостоятельно).
Установление общих для всей России временных рамок торговли алкоголем должно стать одним из элементов новой государственной политики на этом рынке наряду с лицензированием транспортных перевозок спирта, введением минимальной цены на водку (напомним, соответствующий приказ «Росалкогольрегулирования» вступил в силу 1 января), введением единой ставки акциза и т.д. В августе прошлого года президент Дмитрий Медведев дал правительству ряд поручений, в том числе они касались разработки единой госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Тогда же кабинет министров провел ряд совещаний на тему борьбы с нелегальным рынком алкоголя. Ограничение времени продажи алкоголя пока остается, пожалуй, самым дискуссионным вопросом. Работа над законопроектом, который сегодня будет обсуждаться на правительственной комиссии, пока еще далека от завершения -- документ «гуляет» между различными министерствами и ведомствами. Пока неизвестно, в каком виде проект поправок правительство внесет в Госдуму и внесет ли вообще.
Пока же известие о возможном введении новых правил стало предметом дискуссии участников рынка и других заинтересованных сторон. Если Союз производителей алкогольной продукции РФ поддерживает введение единых ограничений на торговлю алкоголем (об этом агентству Интерфакс заявил представитель отраслевого объединения Дмитрий Добров), то в Обществе защиты прав потребителей опасаются, что установление жестких временных рамок ударит по торговым точкам и ущемит интересы покупателей. «В наших условиях это приведет к тому, что разорятся многие мелкие магазинчики (прежде всего в регионах), у которых средства от продажи алкоголя составляют значительную часть выручки -- у некоторых до 50%, -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель ОЗПП Михаил Аншаков. -- При этом далеко не все потребители идут в такие магазины за спиртным. Многие покупают там, например, продукты питания». Разорение небольших магазинов выгодно в первую очередь крупным торговым сетям, на которых запрет продажи спиртного после девяти вечера не скажется, подчеркивает г-н Аншаков. «В конечном счете введение таких ограничений приведет к еще большей монополизации торговли», -- полагает глава ОЗПП.
Впрочем, и представители крупных торговых сетей отмечают, что на них также скажется введение запрета. «Почти пятая часть продаж магазинов «Азбука вкуса» приходится на ночное время и очень значительная из них -- на алкоголь, -- сообщили «Времени новостей» в администрации этой сети продуктовых магазинов. -- Многие продукты посетители наших магазинов приобретают в дополнение к спиртному, поэтому запрет может оказаться для нас весьма чувствительным». Руководство крупной сети, в ассортименте которой есть немало не только элитных, но даже коллекционных вин и крепких напитков, недоумевает, как все разнообразие алкогольной продукции можно разделить всего на две категории: по крепости до 15 градусов и больше. «Возможно, стоило бы обсудить это с игроками рынка и поделить ассортимент алкогольной продукции на несколько групп. Например, можно выделить в отдельную категорию наиболее дорогие напитки, ограничение продажи которых никак не улучшит ситуацию с пьянством в стране, но нанесет урон престижу самых ответственных продавцов», -- считают в «Азбуке вкуса».
Михаил МОШКИН, Галина ПАПЕРНАЯ