|
|
N°39, 11 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революционный поток
Паоло Скарони хочет объединить идеологически враждебные газопроводы
Главный исполнительный директор итальянского концерна Eni Паоло Скарони выступил на конференции «Энергия: строя новое будущее» в Хьюстоне с революционным предложением: объединить газопроводные проекты «Южный поток» и Nabucco. Проекты, как известно, имеют одни и те же рынки сбыта, но принципиально разные идеологии. Первый направлен на поддержание и усиление позиций «Газпрома» в Европе, второй преследует цель доставки в ЕС новых ресурсов газа из каспийского региона в обход России. В последнее время участники проектов и официальные лица в Еврокомиссии все чаще говорят о том, что «Южный поток» и Nabucco не конкуренты и могут дополнять друг друга. Тем не менее обеспечить обе дорогостоящие и сложносоставные трубы газовыми ресурсами (в условиях изоляции Ирана), платежеспособным спросом и приемлемым по стоимости финансированием, особенно в период кризиса, практически невозможно.
Но непросто пойти на идеологические уступки. Еврокомиссия патологически боится энергозависимости от России и хочет снизить цены на сырье, российская же сторона хочет иметь гарантии сбыта газа и сохранения высоких цен на углеводороды. Пока ни Москва, ни Брюссель не демонстрировали способности достичь компромисса, и идее г-на Скарони будет сложно выжить в этом океане противоречий.
В то же время следует признать, что доводы глава Eni привел вполне логичные. По его словам, если внимательно приглядеться к проектам «Южный поток» и Nabucco, то можно увидеть, что «мы имеем здесь, говоря языком инвестиционных банкиров, стратегическую связку». «Оба проекта требуют широкомасштабных инвестиций. У «Южного потока» в соучредителях «Газпром» -- крупнейший в мире производитель газа. Напротив, главное, чем не располагает Nabucco, это большим поставщиком газа», -- сказал г-н Скарони. Последнее обстоятельство как раз объясняет тот факт, что проект, начатый в 2002 году, до сих пор не имеет четких контуров, считает глава Eni. В то же время он назвал великим преимуществом Nabucco то, что проект собрал воедино энергетические компании, обслуживающие рынки Германии, Австрии, Венгрии, Турции, Болгарии и Румынии.
«Если все партнеры решат слить два проекта на отдельном участке маршрута, мы снизим капвложения, операционные затраты и повысим отдачу в целом, -- считает г-н Скарони. -- Они (проекты. -- Ред.) сведут воедино основных имеющихся и потенциальных поставщиков и основных потребителей -- газ и рынок для газа. И в то же время по-прежнему будут решать стратегические задачи диверсификации источников поставок (Nabucco. -- Ред.) и диверсификации транзитных маршрутов («Южный поток». -- Ред.)».
Для «Газпрома» публичное предложение партнера оказалось неожиданным настолько, что после длительных размышлений от комментариев там предпочли воздержаться. Ранее Австрия предлагала России присоединиться к Nabucco в качестве акционера и поставщика, но не встретила понимания. В австрийской OMV и немецкой RWE, которые являются неформальными лидерами среди акционеров Nabucco, на запрос «Времени новостей» не ответили. Зато спикер консорциума Nabucco Gas Pipeline International Кристиан Долежал сообщил, что их «проект газопровода является высококонкурентным и с коммерческой, и с технической точки зрения». «Мы полностью сконцентрированы на успешной реализации проекта в соответствии с технико-экономическим обоснованием и не видим необходимости менять концепцию, -- подчеркнул он. -- Изменение конфигурации газопровода или изменение состава участников должно быть оценено и принято к действию на уровне акционеров».
Как известно, «Газпром» и Eni создали на паритетных началах компанию South Stream AG для строительства морской части газопровода «Южный поток» (по дну Черного моря из России в Болгарию) и проведения исследований по маркетингу газа. Но транзитные газопроводы по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении, а также Греции «Газпром» собирается строить по отдельности в партнерстве с компаниями из этих стран. Это, безусловно, порождает дополнительные риски для синхронной реализации всех составных частей проекта. К примеру, уже сейчас создано совместное предприятие для проектирования сербского участка, подписано соглашение по венгерскому, однако в Болгарии произошла серьезная заминка, а с Австрией нет даже необходимого межправительственного соглашения.
В Nabucco многосторонний переговорный процесс уже завершен. Прошлым летом подписано межправительственное соглашение шести стран-участниц и завершается процесс ратификации национальными парламентами (в прошлом году это сделали законодатели Австрии и Венгрии, в январе -- Болгарии, а на прошлой неделе -- турецкие парламентарии). Но с долгосрочными обязательствами поставщиков о транспортировке газа у Nabucco действительно плохо. На сегодняшний день их просто нет. Послевоенный Ирак, несмотря на все усилия закрыть глаза на курдскую проблему и высокий уровень терроризма, нельзя причислить к числу надежных гарантов. С Азербайджаном ведутся сложные переговоры, которые пока не внушают особого оптимизма, даже несмотря на вчерашние политкорректные заявления руководителя ГНКАР Ровнага Абдуллаева. На встрече с руководителем немецкой RWE Юргеном Гроссманом он сказал, что ведет переговоры об участии в проекте. «Верю, что мы придем к общему знаменателю по этому проекту и совместно примем участие в его реализации», -- цитирует его Интерфакс. Впрочем, иного от руководителя азербайджанской госкомпании вчера нельзя было ожидать -- с г-ном Гроссманом он подписал меморандум о проведении эксклюзивных переговоров по освоению блока «Нахичевань» на шельфе Каспия. Ранее сообщалось, что из этого проекта устранилась американская ExxonMobil, заплатив компенсацию в 30 млн долл. -- коммерчески привлекательные запасы там найти не удалось.
Напомним, что в последние месяцы президент Азербайджана Ильхам Алиев и менее высокопоставленные чиновники из этой страны очень скептически отзывались о Nabucco и ходе переговоров с потенциальными покупателями и транзитерами газа со второй фазы освоения месторождения «Шах-Дениз». Именно она должна обеспечить 8 млрд кубометров газа, которые вместе с таким же объемом поставок из Ирака позволят начать реализацию проекта Nabucco (его мощность 31 млрд кубометров в год).
Неопределенность с поставками из Азербайджана и Ирака (и очевидно, их недостаточность) уже вовсю заставляет участников проекта газопровода в обход России вновь искать гарантии поставок в Ашхабаде (см. «Время новостей» от 5 марта). Но найти их там в связи с целым комплексом географических, политических, технологических, коммерческих и даже исторических проблем ничуть не проще.
Сторонников Nabucco одновременно воодушевил и напугал Китай, который за четыре года сумел проделать путь от меморандума о поставках до ввода газопровода из Туркмении через Узбекистан и Казахстан. Но не стоит забывать, что на пути туркменского газа в Европу лежат проблемы Каспия, сопротивление Ирана и России, территориальный конфликт с Азербайджаном по шельфу и высокие риски инвестирования в сам Туркменистан. Тем более что у Nabucco, несмотря на регулярную активность дипломатов, политиков и некоторых акционеров, все же нет единого стержня и центра принятия решений, как в случае с китайской трубой.
Алексей ГРИВАЧ