|
|
N°38, 10 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Живой щит
Ради украденной сумки милиционеры рискнули жизнью и автомобилями простых граждан
В столичной милиции вчера разгорелся очередной скандал. Как выяснилось, 5 марта сотрудники ДПС на МКАД для задержания преступников, скрывавшихся от погони, решили использовать в качестве щита легковые машины рядовых автовладельцев, даже не предупредив их об опасности. В результате злоумышленники пошли на таран, повредили три автомобиля, в которых в этот момент находились ничего не подозревавшие люди, после чего все равно скрылись.
В самой милиции в происшедшем, похоже, ничего сверхъестественного не усмотрели. По своей инициативе руководство МВД поначалу вообще никакого разбирательства не проводило. А проверку столичное управление ГИБДД начало лишь после того, как один из участников происшествия разместил в Интернете свой видеорассказ. Но и после этого инцидент не был признан чем-то особо выдающимся. По крайней мере, так следует из ответной реакции. Было лишь объявлено, что начальник провинившихся сотрудников ДПС был предупрежден о неполном служебном соответствии, а водителям побитых машин пообещали компенсировать ущерб.
На фоне всех прочих скандалов последнего времени вокруг милиции этот инцидент выглядит внешне довольно безобидно. В конце концов, никто никого не убил, как майор Евсюков (устроивший год назад стрельбу в супермаркете), никто не вымогал взяток и не пытал на допросе, «выбивая» нужные показания. Однако с юридической точки зрения инцидент на МКАД, пожалуй, еще более показателен. В данном случае милиционеры не шли на сознательное нарушение закона ради корысти или «по пьянке», а вроде как исполняли свои прямые обязанности -- пытались поймать преступника.
Но в итоге получилось, следуя логике, что и понимание милиционерами своих прямых обязанностей не очень согласуется с законом. Дело в том, что в законе «О милиции РФ» в ст. 2, где приведены «задачи милиции», первой таковой названо «обеспечение безопасности личности», а потом еще и «защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности». Как именно эти нормы согласуются с действиями инспекторов, пытавшихся остановить преступника с помощью случайно подвернувшихся и ничего не подозревающих граждан, можно лишь гадать.
Об использовании водителей вместе с их автомобилями в качестве живого щита стало известно из видеообращения, которое один из пострадавших автовладельцев, Станислав Сутягин, в понедельник выложил в Интернете. «5 марта 2010 года я со свои знакомым, двигаясь на автомобиле Mercedes по МКАД от Щелковского шоссе в направлении Ярославского шоссе, не доезжая Ярославского шоссе, увидел несколько патрульных машин ДПС, которые всех останавливали. В этот момент я двигался в крайнем левом ряду, и меня наряду со всеми остановили и попросили поставить мою машину немножко боком, что я, естественно, и выполнил. Больше ничего не объясняя, сотрудники поставили свои машины за нашими машинами, и буквально через несколько минут, протаранив меня и стоящий справа автомобиль «Волга», пронеслась Audi серебристого цвета», -- рассказал г-н Сутягин. Он при этом отметил, что свои машины сотрудники ГИБДД предусмотрительно поставили позади автомобилей, составивших живой щит.
«Сотрудники ДПС сели в свои машины и продолжили преследование. Один из них забрал у нас документы и сказал нам проследовать на пост, куда он позже подъедет. Когда мы приехали на пост, выяснилось, что, оказывается, проводилась какая-то спецоперация по задержанию опасных преступников, которые к тому же были вооружены. И нас просто-напросто выставили живым щитом, пытаясь остановить машину», -- сообщил он, пояснив, что в общей сложности сотрудники ДПС остановили порядка десяти машин.
По данным г-на Сутягина, в результате инцидента помимо «Мерседеса», в котором ехал он, пострадал еще один автомобиль, где в этот момент находилась беременная женщина, которая должна была вот-вот родить. «Когда Audi, проезжая, протаранила меня и черную ГАЗ-3110, эту черную «Волгу» отбросило, и она зацепила серебристую «Волгу», стоящую от нее справа. А в той машине ехал мужчина, который вез беременную женщину, которая в тот момент рожала. Он даже не стал ничего говорить, он сказал: «Ребята, у меня несерьезные повреждения, я спешу в роддом». И он поехал», -- сказал г-н Сутягин.
Он также поведал, что сотрудники ДПС после ЧП заявили ему, что пострадавшие не получат никакой компенсации. «После случившегося сотрудники ГИБДД нам прямо сказали: «Ребята, вы компенсации не получите -- автомобиль преступников задержан не был. А что мы просили вас остановиться, ну так что?» -- сообщил автовладелец.
В ГИБДД вчера не стали скрывать, что узнали об инциденте из СМИ. После появления информации об инциденте на МКАД ведомство сначала провело проверку, а уже к вечеру появилась первая реакция. «Начальник первого специализированного полка ДПС на спецтрассе Александр Козлов предупрежден о неполном служебном соответствии, а сотрудники, участвовавшие в эпизоде с использованием автомобилей обычных граждан в качестве преграды для преступников, скрывавшихся от погони, привлечены к дисциплинарной ответственности. Управление ГИБДД Москвы приносит извинения участникам дорожного движения. Кроме того, в ГУВД будет рассмотрен вопрос о возмещении ущерба автомобилистам», -- заявила начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД Москвы Марина Васильева.
Она также рассказала, из-за чего же именно разразился скандал.
Как выяснилось, 5 марта примерно в 5.30 на восточном участке МКАД неизвестные преступники похитили из автомобиля Honda женскую сумку, после чего попытались скрыться от преследовавших их сотрудников милиции на автомобиле Audi. В районе пересечения МКАД и Ярославского шоссе сотрудники ДПС попытались перекрыть дорогу, чтобы остановить автомобиль со злоумышленниками. «В предпринятых ими действиях усматривается отступление от действующих нормативных актов», -- отметила г-жа Васильева.
Прокомментировал ситуацию и первый замначальника столичного УГИБДД Игорь Исаев. «Будет сделано все необходимое в рамках российского законодательства, чтобы автомобилисты, машины которых были повреждены на МКАД, получили компенсацию», -- сообщил он, отметив, что глава московской ГИБДД генерал-майор Александр Казанцев взял под личный контроль вопрос выплаты компенсаций пострадавшим автовладельцам.
При этом г-н Исаев отметил, что «никто никого не хотел выставлять в качестве живого щита». «Просто нужно понимать, что одним взмахом руки на скоростной магистрали, коей является МКАД, тем более в темное время суток, невозможно перекрыть движение», -- посетовал он. Поэтому инспекторы, по его словам, вначале перекрыли первый правый ряд, затем второй и так далее. «Злоумышленник, увидев, что все движение останавливается, вначале притормозил, а потом, неожиданно нажав на газ, вырвался, повредив две автомашины», -- пояснил полковник.
«Я хочу добиться не только возмещения ущерба, но и серьезного наказания сотрудников ДПС, устроивших из автомобилей заслон преступникам», -- сказал г-н Сутягин уже после первой реакции со стороны ГИБДД, при этом он добавил, что примет окончательное решение после получения официального ответа из ведомства.
Случай использования сотрудниками ДПС автомашин простых граждан в качестве живого щита произошел в 2008 году в Белоруссии. Нарушитель также пошел на таран, в результате чего получили повреждения не только машины, но и несколько человек. Сотрудников ГАИ в том случае уволили и осудили (хотя и условно), а пострадавшим была выплачена компенсация
Анатолий КАРАВАЕВ, Виктор ПАУКОВ