|
|
N°38, 10 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проигравших не судят
Владимир Путин подвел итоги зимней Олимпиады-2010
Глава правительства Владимир Путин первым среди российских руководителей провел заседание по итогам выступления российской сборной на худшей в истории страны зимней Олимпиаде в Ванкувере (президент Дмитрий Медведев планирует разбор олимпийских неудач на 26 марта). Приглашенные чиновники от спорта прошли квалификационный отбор премьер-министра: все руководители федераций по зимним видам спорта, а также министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко пока сохранили свои посты. Таким образом, единственным серьезным отставником после провальной Олимпиады на сегодня стал глава национального Олимпийского комитета Леонид Тягачев.
Заседание премьер начал с риторических вопросов: «У победы всегда много отцов, поражение -- всегда сирота. И я не могу удержаться от того, чтобы не задаться вопросом: «Как вы, точнее, как мы дошли до жизни такой?» -- великодушно разделил ответственность за провал спортсменов на всех глава правительства.
«Одиннадцатое место в общекомандном зачете -- это явно не то, чего ожидали миллионы болельщиков», -- заявил председатель правительства и, чтобы не быть голословным, привел доказательства из личного опыта: «Я много езжу по стране, и хотя ситуация в экономике сейчас не лучшая -- кризис еще не закончился, безработица подросла, все вопросы -- про спорт и Олимпиаду. Люди не спрашивают про зарплату, про ситуацию с экономикой, первый вопрос, куда бы я ни приехал: что происходит в Ванкувере, в чем проблема?»
Премьер постарался найти оправдания для случившегося -- переезд многих наших тренеров на постоянную или временную работу за рубеж (самые громкие примеры -- Марина Зуева и Игорь Шпильбанд подготовили канадских олимпийских чемпионов в спортивных танцах на льду, Татьяна Тарасова занимается с японской одиночницей, выигравшей «серебро»).
Не удержался Владимир Путин и от традиционного поиска истоков всех проблем в "лихих 90-х". Он заявил, что в 90-х государство практически не вкладывалось в развитие спортивной инфраструктуры, а то, что было создано, утратили: «Это до сих пор сказывается на сфере деятельности, которую мы с вами рассматриваем». Однако дальше премьер признал, что теперь с деньгами в спорте ситуация куда лучше, чем с результатами: «Тем не менее в последние 8--10 лет мы все-таки не просто обращали на спорт внимание, но и средства вкладывали очень приличные. А сейчас складывается впечатление, что чем больше мы вкладываем, тем скромнее результаты».
Глава правительства напомнил, что на подготовку сборной к Играм в Ванкувере было выделено 3,5 млрд руб. бюджетных средств -- в пять раз больше, чем на подготовку к Турину. «Конечно, возникает вопрос: может быть, деньги, которые мы выделяли, вкладывались не туда, куда надо, а туда, куда хотелось тем, кто ими распоряжался?» -- задал вопрос г-н Путин. Однако по итогам заседания о финансовых просчетах при распределении средств на подготовку олимпийцев ничего сказано не было.
Владимир Путин призвал не прятаться за разного рода субъективные факторы: «Нам так и не удалось стать по-настоящему конкурентоспособными в дисциплинах, которые недавно вошли в программу Игр, и мы не смогли удержать позиции там, где были традиционно сильны. И невезением это объяснить невозможно». Премьер также предостерег от объяснения поражений недобросовестным судейством, капризами погоды, кознями конкурентов. По его словам, «это удел аутсайдеров».
Владимир Путин обратил внимание на ключевые факторы, которые нужно проанализировать по итогам Олимпиады: работа и полномочия федераций (премьер вслед за президентом отметил, что возглавлять эти организации должны «люди, для которых это основная работа и основная цель в жизни»), участие Минспорта в согласовании программ подготовки спортсменов и назначении тренеров. Глава федерального правительства также призвал регионы усилить свою роль в подготовке олимпийского резерва. Г-н Путин указал на необходимость серьезно пересмотреть условия оплаты труда тренеров и специалистов сборных команд страны, «отточить» финансовое обеспечение самих спортсменов.
После совещания к журналистам вышел Виталий Мутко. Он полностью поддержал идею премьера о возможности большего влияния госструктур на спортивные федерации и с плохо скрываемой радостью перечислил просчеты главной общественной спортивной организации страны -- Олимпийского комитета: недоработки с международными организациями, плохая координация работы с отечественными федерациями и как результат добровольно-принудительная отставка главы комитета Леонида Тягачева.
Относительно возможности собственного увольнения Виталий Мутко дал понять, что ему такого предложения не поступало. «Но я ни в коей мере не снимаю с себя ответственности, -- попытался было проявить благородство министр, впрочем, надолго его не хватило, сработал механизм самосохранения: -- Для меня это первая Олимпиада, за полтора года мы смогли консолидировать усилия и неплохо пройти подготовку...»
Чиновник предположил, что изменения в руководстве федераций обязательно будут: «Сложно говорить об объеме (изменений. -- Ред.), это будет зависеть от их (глав федераций. -- Ред.) собственной оценки результатов, самокритичности и правильного анализа, а также от того, насколько эти оценки совпадут с нашими». Видимо, искреннее раскаяние -- верный путь к прощению или, как говорят юристы, чистосердечное признание смягчает наказание.
Говоря о необходимости анализа, г-н Мутко нечаянно продемонстрировал нетривиальное знание математики: «Нужно брать и плюсы, и минусы, и складывать, и делать выводы». Но если минусов окажется больше, чем плюсов, результат сложения получится отрицательным.
Юлия МИРОНОВА