|
|
N°38, 10 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский как иностранный
Новые выставки в «Гараже»
Самая статусная площадка современного искусства в Москве, артцентр «Гараж», после удачного главного проекта Третьей Московской биеннале показала две новые выставки, которые бесспорно удачными назвать трудно. Одна из них сделана французским куратором Эрве Михайловым и называется «Футурология». Другая подготовлена российскими искусствоведами Юлией Аксеновой и Татьяной Волковой и носит уж очень заболтанное название «Русские утопии». Обе выставки -- оммаж авангардному проектированию начала прошлого века, которое, видимо, обречено быть самой ликвидной ценностью бренда made in Russia.
В отличие от проекта Жан-Юбера Мартена «Против исключения», дерзкого в своей идее показать новый статус пластического искусства, только что открывшиеся программы «Гаража» скорее консервативные, нежели новаторские. Тема заезженная. Художники проверенные. Место раскрученное.
В «Футурологии» собраны участники фестивального и биеннального движения последних лет: Ирина Корина, Ольга Чернышева, Павел Пепперштейн, Петр Белый, Сергей Бугаев, Андрей Молодкин, Диана Мачулина... Помимо совсем общих мест про наследие духа авангардного эксперимента и т.д. из кураторского текста можно вычитать одну оригинальную мысль об осмыслении сегодняшними художниками парадоксальной творческой эволюции Казимира Малевича, который, как известно, проделал путь от абстракции к неоклассицизму конца 1920-х годов. И эту рефлексию на тему фигуративной живописи и пластики сегодня более или менее внятно и интересно показали Павел Пепперштейн с Владимиром Федоровым и группой «Россия», Иван Плющ, Илья Гапонов, Кирилл Котешов, красноярский дуэт Recycle. В «Футурологии» повезло встретиться с двумя подлинными шедеврами. Это, во-первых, видео Виктора Алимпиева «Слабый Рот Фронт», в котором представлено завораживающее пантомимическое эссе на тему философии «слабого кулака» -- не агрессии, но единения, поддержки. Во-вторых, это видеопроект Ольги Чернышевой, где на множестве маленьких экранов развернута своеобразная визуальная поэзия -- пластические этюды на тему движения, статики, пространства и времени, совершенно бесхитростные, в то же время пронзительно мудрые как восточные афоризмы.
Экспозиция «Русские утопии», в которую незаметно перетекает «Футурология», в основном показывает искусство в России хорошо известное: мухоморы с выросшей на них башней Татлина от Игоря Макаревича и Елены Елагиной, хрупкие макеты авангардных построек от Юрия Аввакумова, текущая живопись с конструктивистскими объемами от Валерия Кошлякова, совокупляющиеся супрематические фигуры от Алексея Булдакова... Открытием можно назвать интересную работу Андрея Кузькина «Один, или Тайная жизнь»: голос художника доносится из металлического куба -- тихо сам с собой мастер говорит за жизнь, словно замурованный в архетипический куб супрематизма, -- то ли счастье, то ли проклятие для отечественного искусства. Премьерой является и забавная спичечная история искусств (наклеенные на дно коробков крошечные репродукции работ революционно настроенных художников), которую с 70-х годов собирает Вячеслав Ахунов, а также металлический рельеф на тему первобытных образов пещеры Альтамира, который с присущей ему пластической маэстрией выполнил Дмитрий Гутов.
В целом «Русские утопии» вполне сгодились бы как имиджевая выставка в каком-нибудь культуртрегерском фестивальном проекте за границей. Что ожидают от темы «русская утопия», то и получат. Все включено.
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Сергей ХАЧАТУРОВ