|
|
N°37, 05 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свежие идеи
Глава СКП предложил снять отпечатки пальцев у всех жителей Северного Кавказа
В Генпрокуратуре вчера прошло расширенное заседание коллегии ведомства, посвященное итогам работы в прошлом году и планам на будущее. Изначально было известно, что в мероприятии примет участие и лично президент Медведев. Учитывая, что правоохранительная система сейчас переживает непростые времена, некоторые опасались, что и в Генпрокуратуре может быть поднята тема реформирования, как это недавно случилось с МВД.
Однако для прокурорского корпуса итоговая коллегия прошла традиционно -- президент поблагодарил сотрудников ведомства за качественную работу и наметил им задачи на будущее, которые в большинстве своем оказались теми же, что и раньше. Главным же итогом совещания стали озвученные на нем новые идеи главы СКП Александра Бастрыкина, которые моментально вызвали живое обсуждение среди политиков и правозащитников. В частности, г-н Бастрыкин предложил ввести обязательную дактилоскопическую регистрацию всех граждан, проживающих в Северо-Кавказском регионе, провести перерегистрацию всех автотранспортных средств, а также обеспечить всех прокурорских работников стрелковым оружием, спецсредствами и бронированным транспортом.
В начале своей речи г-н Медведев сразу отметил, что «своевременное вмешательство работников прокуратуры помогло не допустить тяжких социально-экономических последствий, то есть способствовало сохранению экономической и социальной стабильности в стране». «Это не значит, что в этом году можно расслабиться, -- сказал президент. -- Хотел бы поблагодарить прокурорский корпус за качественную работу и добросовестное выполнение своих служебных обязанностей». При этом президент порекомендовал сотрудникам ведомства «сконцентрироваться на нескольких задачах».
Одной из таковых стала «эффективная координация действий всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью», особенно в свете начатой реформы МВД. «Почти половина преступлений остаются нераскрытыми, не соблюдаются нормы законов, касающиеся приема и регистрации сообщений о преступлениях, а также сроков расследования уголовных дел, -- это «хроника», вы сами это хорошо знаете, -- сказал президент. -- Таких нарушений, которые ущемляют права потерпевших, обвиняемых и других участников процесса, очень и очень много. Все это свидетельствует о нарушениях в организации как работы самого министерства, так и в осуществлении надзора за его деятельностью со стороны органов прокуратуры». Это высказывание стало единственным более-менее критическим по отношению к прокуратуре.
Далее президент обратил внимание собравшихся на необходимость усиления контроля за исполнением законодательства о занятости, «обеспечении свободы предпринимательства» и борьбе с коррупцией. Генпрокурор Юрий Чайка согласился, что «работать нужно эффективнее» и что его подчиненные действительно были «востребованы». Вместе с тем он критически оценил работу СКП, в котором формально работают прокурорские работники, но который фактически является самостоятельным ведомством. Непростые отношения между Генпрокуратурой и СКП сложились еще до образования последнего в 2007 году в результате реформы законодательства. И с тех пор критика со стороны руководства Генпрокуратуры в адрес следователей стала почти традиционной.
«Несмотря на снижение нагрузки на следователей, отмечено сокращение оконченных уголовных дел, -- заявил г-н Чайка. -- Это при том, что штатная численность СКП постоянно увеличивается. К сожалению, за прошлый год окончено и направлено в суд только половина дел, находящихся в производстве. Кроме того, сроки расследования дел превышают установленные законом». Также генпрокурор отметил, что за прошлый год остались нераскрытыми около трети терактов, «в том числе и в ряде резонансных дел, таких как подрыв «Невского экспресса» и других». «Считаю, что причина такого положения дел -- в организации работы, и в этом вопросе необходимо наводить порядок», -- сказал он.
На столь «традиционном» фоне самым неожиданным оказалось выступление главы СКП Александра Бастрыкина. Вначале он отметил, что полностью согласен с предъявленными к его ведомству «обоснованными» претензиями, но потом, рассказывая о трудной работе следствия, сделал совершенно неожиданные выводы. «Поскольку Северо-Кавказский регион у нас самый опасный, предлагаю принять ряд мер для стабилизации обстановки, -- сказал г-н Бастрыкин. -- В частности, для формирования централизованных учетов повышения эффективности работы по раскрытию преступлений можно ввести обязательную дактилоскопическую регистрацию всех проживающих граждан, беженцев и вынужденных переселенцев, а также перерегистрировать все транспортные средства с введением новых номерных знаков. Также считаю необходимым обеспечить всех сотрудников прокуратуры стрелковым оружием, спецсредствами и бронированным транспортом. Утверждение, что главным оружием следователя является только авторучка, явно устарело, по крайней мере на Северном Кавказе».
Также г-н Бастрыкин вспомнил о недавно рассматривавшейся Конституционным судом (КС) РФ жалобе нескольких граждан, которые просили признать противоречащими Основному закону поправки в УПК, лишившие обвиняемых в терроризме и ряде других преступлений права на суд присяжных. Решение по этому поводу КС еще не принял, но глава СКП уже дал понять, какое именно решение должно быть «правильным».
«Очень важно, чтобы решение КС было правильным», -- подчеркнул г-н Бастрыкин, отметив, что, внося в УПК изменения по этой статье, законодатель исходил «из очевидной необходимости». Глава СКП отметил, что данная норма «основана на Конституции РФ и полностью оправдывается в судебно-следственной практике», хотя, напомню еще раз, решение КС по этому поводу еще не известно.
После этого доклада слово снова взял президент Медведев, который поддержал некоторые предложения «прокурорского корпуса». Он, в частности, согласился, что «одной ручки прокурорам и следователям недостаточно для исполнения своих обязанностей».
Между тем на Северном Кавказе и в Москве неожиданные предложения г-на Бастрыкина вызвали бурное обсуждение. Сразу целый ряд депутатов назвали неконституционным дактилоскопирование жителей Северного Кавказа.
"Я разделяю озабоченность руководителя СКП по поводу высокого уровня криминогенной обстановки в Северо-Кавказском регионе, но предложенные им методы поддержать не могу, -- сказал глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. -- Никакая дактилоскопия и взятие образцов ДНК преступные элементы не удержит от их замыслов, а права остального населения будут существенно ограничены. У нас единое правовое государство, и разделять страну на Северо-Кавказский регион и другую ее часть недопустимо. Это идет вразрез с Конституцией страны».
«Я категорически против такого предложения, -- сказал в свою очередь замруководителя фракции "Справедливая Россия", зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. -- У нас закон един для всех, и абсолютно недопустимо в правовом государстве делить его граждан на людей первого и второго сорта. Я вношу встречное предложение -- повысить уровень полномочий органов прокуратуры по надзору за следствием».
Крайне жестко на идеи г-на Бастрыкина отреагировали и уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев и член Совета Федерации от Чечни Зияд Сабсаби. "Я лично, как человек, прописанный в Грозном, откажусь от этой процедуры (снятия отпечатков пальцев. -- Ред.), -- сказал г-н Сабсаби. -- Тогда надо проводить дактилоскопию всех россиян, проживающих на территории РФ». «Я крайне удивлен тем, что эти предложения прозвучали из уст первого заместителя генерального прокурора России, человека, который в первую очередь должен стоять на страже соблюдения единых для России законов, -- заявил г-н Нухажиев. -- У нас единое федеративное государство, на территории которого действует единая Конституция, мы все являемся гражданами одной страны. И ни при каких обстоятельствах недопустимо принятие подобных мер в отношении отдельно взятой части граждан, тем более в том виде, в каком предлагает г-н Бастрыкин». Лишь один глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров поддержал идею о перерегистрации автотранспорта, назвав ее «своевременной».
Екатерина КАРАЧЕВА, Алексей ГРИШИН