Время новостей
     N°36, 04 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2010
Пристегните ремни
Поддержка российского автопрома обойдется в 1,2--1,8 трлн рублей
Сегодня правительство должно рассмотреть стратегию развития автопрома до 2020 года, подготовленную Минпромторгом. Как сообщил вчера журналистам источник в правительстве, на ее реализацию потребуется 1,2--1,8 трлн руб. Через четыре-пять лет отрасль вернется на докризисный уровень, а через десять лет ее доля в ВВП вырастет с 0,98 до 2,4%. Но для ее реализации придется сохранить заградительные пошлины еще на пять лет. Эксперты отмечают, что стратегия амбициозная и в текущих условиях малореализуемая.

По планам Минпромторга, на долю основных четырех российских игроков (это «АвтоВАЗ», ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс») придется 630 млрд руб. инвестиций, 100 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей -- 24 млрд руб.), а 190 млрд руб. должно быть инвестировано в развитие компонентной отрасли (50 млрд руб. из них -- из бюджета). В текущем году инвестиции в автопром могут составить 55 млрд руб., из них бюджетные инвестиции -- 20--24 млрд руб. Предполагается, что основная масса бюджетных средств будет выделена до 2013 года: в 2011 году -- 39 млрд руб. при общем объеме инвестиций в отрасль 135 млрд руб., в 2012 году -- 44 млрд руб. при общем объеме в 90 млрд руб. Это предельный уровень финансирования, подчеркнул чиновник в правительстве, и он будет колебаться в зависимости от макроэкономических факторов. «Далее все затраты будут снижаться, так как проекты будут приносить деньги», -- приводит Интерфакс его слова. Стратегия предполагает увеличение доли автопрома в российском ВВП с 0,98 до 2,4% к 2020 году. Емкость рынка легковых автомобилей к 2020 году оценивается в 3,5--3,6 млн машин, при этом 20% рынка придется на прямой импорт, 52% -- на совместные проекты отечественных и зарубежных автопроизводителей.

По мнению Минпромторга, одним из условий реализации стратегии является сохранение текущего уровня пошлин на среднесрочный период -- до 2015--2016 годов. Повышенные пошлины на ввоз иномарок в Россию были введены в январе 2009 года сроком на девять месяцев, после чего срок действия был продлен еще на столько же (т.е. до лета текущего года). К 2015--2016 годам, считают чиновники, будут реализованы все основные инвестпроекты, необходимости в специальных мерах таможенно-тарифной защиты не будет, а Россия при условии присоединения к ВТО сможет выполнить все возможные обязательства в этой сфере, отметил чиновник.

По оценке авторов документа, еще одного альянса зарубежных и отечественных производителей -- конкурента тандемам «АвтоВАЗ» -- Renault и Sollers -- FIAT -- в России пока не появится. Впрочем, не исключается, что совместные проекты с крупнейшими мировыми производителями в перспективе может запустить ГАЗ. Уже имеющиеся программы «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan, а также планы Sollers и FIAT укладываются в положения новой стратегии, заверил чиновник.

Но вчера стало известно, что новым акционером недавно образованного СП российского Sollers и итальянского FIAT может стать Внешэкономбанк, который получит 10% в предприятии. Как ранее сообщалось, FIAT вносит в совместное предприятие интеллектуальную собственность и платформы CompactWide общей стоимостью 150 млн евро, а Sollers -- производственные мощности завода «Соллерс -- Набережные Челны» и Заволжского моторного завода общей стоимостью также 150 млн евро. Доли FIAT и Sollers в СП были объявлены как 50 на 50%. Реализация этого проекта потребует предоставления 15-летнего кредита на сумму 2,1 млрд евро. «Сегодня других источников предоставления подобного кредита в этой области кроме институтов развития мы не видим», -- ответил журналистам источник в правительстве на вопрос о способах финансирования СП. Он добавил, что пока не закончено формирование юридически значимых соглашений, которые необходимы для того, чтобы открыть кредитование. По словам чиновника, кроме кредита СП могут потребоваться госгарантии и компенсация процентных ставок по займам.

Вчера же о состоянии дел в своем проекте рассказал глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров. После заседания комиссии по высоким технологиям и инновациям он сообщил: «Проект прошел одобрение в целом, премьер-министр поддержал предложение сделать пробный завод на 10 тыс. автомобилей в Тольятти». Проект, прорабатываемый для «Онэксима» компанией «Яровит Моторс», предусматривает возможность работы малобюджетного городского автомобиля как на бензине, так и на сжиженном природном газе. Стоимость автомобиля должна составить около 9 тыс. евро. Ранее председатель совета директоров «Яровит Моторс» Андрей Бирюков сообщал, что инвестиции г-на Прохорова в строительство завода могут составить 150 млн евро.

Как отметил вчера один из источников в правительстве, стратегия, разработанная Минпромторгом, предусматривает в целом поддержку экспорта автомобилей, в том числе за счет планируемого Агентства по страхованию, а также долгосрочного (на срок до пяти лет) проектного финансирования и госгарантий автопроизводителям.

На компенсацию затрат по процентным ставкам автопроизводителям может быть выделено около 60 млрд руб. На софинансирование создания новых платформ -- 24 млрд руб. Программа льготного кредитования, по мнению Минпромторга, сохранит эффективность до 2013 года. В то же время уровень ее финансирования из бюджета снизится до 12 млрд руб. к 2013 году. Программа утилизации автомобилей также будет действовать до 2013 года. Затраты на нее оцениваются в 20 млрд руб., и с ее помощью планируется реализовать около 400 тыс. автомобилей.

Как известно, правительство уже помогало основным автопредприятиям, но такую всеобъемлющую стратегию сформировало впервые. «Пока оживление рынка слабое, и сложно сказать, что будет к 2020 году. Не исключено, что каждый год мы будем слышать о новых доработках и изменениях программы, а за развитие авторынка по-прежнему будут платить налогоплательщики», -- считает аналитик «КИТ Финанса» Артем Лаврищев.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром