|
|
N°121, 10 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство без министров, партия без депутатов
Турецкий премьер Эджевит скоро останется в одиночестве
В коридорах политической власти в Анкаре заметно все больше признаков глубокого правительственного кризиса. Министры один за другим подают в отставку, депутаты десятками бегут из рядов Демократической левой партии (ДЛП), возглавляемой премьером Бюлентом Эджевитом. Тем временем сам 77-летний глава правительства, проведший последние два месяца на больничной койке, упорно отказывается уходить в отставку. В спешном порядке назначая на место выбывших вице-премьеров и министров новых лиц, Эждевит из последних сил пытается спасти коалиционное правительство от распада, надеясь избежать досрочных выборов.
События приняли драматический оборот после того, как в минувшую субботу вице-премьер и лидер Партии национального действия (ПНД), являющейся партнером ДЛП по правящей коалиции, Девлет Бахчели призвал к проведению досрочных парламентских выборов. Представляющий правонационалистическое крыло турецкой политики Бахчели впервые открытым текстом призвал покончить с ситуацией неопределенности, возникшей из-за ухудшения здоровья Эджевита. Его поддержал другой вице-премьер и руководитель Партии отечества Месут Йылмаз. Он заявил, что выборы уже «стоят на повестке дня» и могут быть проведены в ближайшие два месяца. Тем временем Эджевит продолжает настаивать на том, что досрочных выборов не будет до апреля 2004 года.
После ухода шести членов правительства и бегства из ДЛП двух десятков депутатов турецкий политический ландшафт изменился настолько сильно, что мечта г-на Эджевита сохранить в руках кормило государственной власти кажется все менее реалистичной. ДЛП утратила лидерство в парламенте, уступив его националистической ПНД. Под давлением Эджевита ушел в отставку вице-премьер Хюсаметтин Озкан, которого заподозрили в закулисных переговорах о замене премьера с партнерами по коалиции. Эта потеря может оказаться не менее чувствительной -- прочность трехпартийной коалиции во многом зависела именно от искусных политических маневров г-на Озкана. По словам Месута Йылмаза, Озкан был связующим звеном, которое спасало правящую коалицию, теперь же функционирование правительства в прежнем виде оказалось под большим вопросом.
Турецкие политики из нынешнего кабинета полагают: чем раньше пройдут досрочные выборы, тем лучше для будущего страны. Во-первых, до конца года МВФ должен перечислить Анкаре оставшуюся часть многомиллиардного антикризисного пакета. Политическая сумятица может напугать международных банкиров, опасающихся, что новые власти не смогут грамотно использовать их кредиты или вообще откажутся платить по долгам. Во-вторых, к декабрю правительство должно успеть провести реформы, позволяющие начать переговоры о членстве Турции в ЕС, а это значит, что его надо будет сформировать не позднее ноября. На повестке дня отмена смертной казни, усиление гарантий гарантии свободы слова, послабления в использовании курдского языка в СМИ и сфере образования, прекращение пыток в тюрьмах.
Однако не вполне понятно, какие политические силы могли бы не только победить на выборах, но и взять на себя выполнение этих требований. Эджевитовская ДЛП слишком ослаблена, а набравшие силу националисты из ПНД не собираются идти на такие уступки в адрес ЕС. Опросы показывают, что победителем на выборах может стать исламистская партия Справедливости и развития. Турецкие генералы вряд ли дадут в обиду отстаиваемое ими светское государство, но открытое подавление исламистов неизбежно нанесет ущерб престижу Анкары, выставив ее в недемократическом свете и, как следствие, сделав заветное членство в ЕС еще более недоступным.
Западные политики и финансисты не скрывают, что предпочли бы видеть на месте Эджевита умудренного Озкана, проевропейски настроенного главу МИДа Исмаила Джема или министра экономики Кемаля Дервиша, взвалившего на себя тяжелую задачу преодоления поразившего страну кризиса. При этом возможные коррекции внешнеполитического курса Анкары тревожат Брюссель куда больше, чем Вашингтон. The Economist цитирует некоего дипломата из ЕС, предрекающего, что в случае победы исламских и националистических сил Турция двинется «по узбекскому пути», став не более чем «авианосцем для американцев», с которого янки будут тревожить Ирак и Иран. Турецкие консерваторы могут похоронить планы интеграции в ЕС, но они вряд ли решатся расстроить натовских начальников. При любом исходе нынешнего политического кризиса аэродромы и военные базы Турции будут служить ключевым звеном для американских операций в Афганистане и Ираке.
Александр ТИМОФЕЕВ