|
|
N°36, 04 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От мейнстрима ни на шаг
Лэрри Эпплбаум посмотрел на джаз Восточной Европы со стороны
На «Выставке венгерского джаза» (Hungarian Jazz Showcase -- фестиваль с научно-практической конференцией, подобный тем, которые регулярно устраиваются в других странах) ни авангарда, ни, наоборот, ретроджаза не было и в помине. Звучал практически без исключений лишь современный мейнстрим -- так же могло бы быть где-нибудь в Братиславе или в Москве.
То, что львиная доля государственной поддержки достается в первую очередь классике, мейнстриму и вообще художественной «золотой середине», нам в России представляется очевидным.
Круг авангарда узок, а популярное в свое время движение ретроджаза (сначала легендарный «Ленинградский диксиленд», позже -- «Уральский») сошло на нет. Остаются гастролеры: на днях в концерте московского ансамбля «Фонограф» Сергея Жилина памяти Георгия Гараняна выступил венгерский Benko Dixieland Band. А до него фурор произвели стилистически точные словацкие Bratislava Hot Serenaders.
Разрыв в потреблении и финансировании мейнстрима и творческих проектов в джазе заметен не только в Москве, но и во всей Восточной Европе. Почему это происходит, я спросил в Будапеште Лэрри Эпплбаума, обозревателя самого авторитетного в мире джазового журнала Jazz Time, звукорежиссера и эксперта музыкального отдела Библиотеки конгресса в Вашингтоне.
Лэрри ЭППЛБАУМ регулярно бывает не только в Венгрии, но и вообще в Старом Свете и может взглянуть на ситуацию в «евроджазе» непредвзято, что называется, со стороны.
-- Да, разрыв очевиден и носит, на мой взгляд, не только и не столько чисто экономический характер (в смысле кто конкретно и за что, собственно, получает разного рода субсидии). Это интересный и злободневный вопрос. Корни этого разрыва глубже -- они и в самой музыке, и в том, какое место занимает джаз в той или иной культуре.
Любопытно, что там, где с самого начала к джазу все имели доступ (Франция, Англия, скандинавские страны), сформировалась и адекватно подготовленная публика. На рынках этих стран джаз чувствует себя, если так можно выразиться, комфортно. Сложилась необходимая инфраструктура: школы, клубы, журналы, радио -- с одной стороны и с другой, подчеркну еще раз, -- аудитория. У функционеров от культуры нет необходимости вкладывать средства в джазовый ликбез, и они могу позволить себе тратить средства (в том числе государственные) на расширение собственно творческих перспектив.
-- А в Восточной Европе?
-- Там, где джаз был надолго загнан в подполье и далеко не сразу стал такой же органичной частью национальной культуры, как в той же Франции или Англии, до сих пор чувствуется необходимость формирования основ джазовой культуры. Джазменам буквально не хватает рабочих мест, не сформирована необходимая инфраструктура, поэтому не до новаторства, оно считается излишней роскошью. Именно это безразличие формирует равнодушное отношение массовой аудитории. И если для потенциального слушателя не имеет значения, где, кого и что он услышит, то вряд ли он предпочтет музыканта-новатора банальному ремесленнику.
-- То есть дело не в проблемах финансирования?
-- Как ни банально это может прозвучать, но «качество» аудитории зависит и от тех, кто распоряжается финансами. Какими эстетическими критериями они руководствуются, когда распоряжаются деньгами? Как они решают изначальное эстетическое противоречие между консервативными массовыми вкусами и прогрессом в искусстве?
-- Могут ли здесь помочь новые технологии, в частности Интернет?
-- Да, я верю, что Интернет может объединить художника и его потенциальную публику даже в искусстве джазовой импровизации, где, казалось бы, многое решается «здесь и сейчас», в непосредственном общении музыкантов и их слушателей. Как ни парадоксально, джазмены, выросшие в эпоху Интернета, на удивление терпимее старших к качеству звука. Но в отношении видеотехнологий явно предпочитают самые продвинутые (HD или Blu Ray).
Качественного скачка в джазовом образовании можно ожидать и от Интернета непосредственно в процессе обучения. Хотя, должен подчеркнуть, для меня систематическое образование в джазе все-таки, средство, а не самоцель. Например, практически все молодые джазмены, которых мы слышим на «Выставке венгерского джаза», от школьного мейнстрима ни на шаг. Ни вправо, ни влево. При этом фактически государственный аудиолейбл BMC издает почти исключительно некоммерческие новаторские проекты. Может, как раз и стоит на следующей «Выставке» поговорить именно об этом?
Фото ЛЕНА АДАШЕВА
Дмитрий УХОВ