|
|
N°35, 03 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долг правами красен
Госдума может разрешить судебным приставам отбирать водительские удостоверения
Федеральная служба судебных приставов напомнила о своем стремлении включить в число мер, применяемых к неплательщикам, лишение водительских прав. Во вторник ФССП распространила официальное сообщение, из которого следует, что «ограничение специальных прав должника» (к этим правам относится и управление автомобилем) «является законодательной инициативой Госдумы». Как пояснили «Времени новостей» в пресс-службе ФССП, поправки в закон «Об исполнительном производстве» пока еще находятся в стадии разработки. Сама идея о законодательном ограничении специальных прав злостных неплательщиков была озвучена главным судебным приставом Артуром Парфенчиковым летом прошлого года на «круглом столе» в Госдуме. Как объяснила замдиректора ФССП Татьяна Игнатьева, в случае если законопроект будет внесен и принят, должник может столкнуться не только с лишением прав, а с целым букетом мер принудительного исполнения, в том числе с отказом в выдаче талона государственного техосмотра и запретом на регистрацию транспортного средства. Предполагается, что неплательщику могут отказать в получении лицензий на рыбалку и охоту, в выдаче кредитов и ссуд и т.д.
Судебные приставы подчеркивают, что ограничение прав если и будет применяться, то лишь в отношении злостных должников. «Принудительная мера применяется только по решению суда и лишь тогда, когда то, на что ограничение налагается, не является единственным источником дохода, -- объяснили «Времени новостей» в пресс-службе ФССП. -- Если, например, для гражданина частный извоз -- это основной источник дохода, то данная мера принуждения не будет избрана». К тому же даже у должника остается право погасить долг, подчеркивают в службе судебных приставов. С момента поступления уведомления от пристава у гражданина есть пять дней, чтобы добровольно погасить свою задолженность. Лишь в случае, если этого не произойдет, пристав применяет ту меру принудительного исполнения, которую он считает возможной.
Напомним, что и ныне действующее российское законодательство дает приставам довольно широкий «инструментарий» мер, с помощью которых они могут принудить должников исполнить решение суда. В феврале позапрошлого года вступили в силу поправки в закон «Об исполнительном производстве», давшие ФССП право инициировать уголовное преследование злостных алиментщиков и граждан, задолжавших банкам. В числе санкций, которые сейчас могут применить судебные приставы, -- запрет на выезд неплательщика за рубеж, арест и реализация изъятого имущества, наложение взыскания на ценные бумаги.
В ФССП не скрывают, что хотели бы расширить перечень санкций: «В службе прорабатываются вопросы, связанные с обращением взыскания на имущественные права должника, на мобильные телефоны». Впрочем, реализация одной из таких идей -- принудительного списания денег с абонентских счетов мобильных телефонов должников -- пока буксует. «Большая тройка» операторов мобильной связи -- МТС, «Вымпел-коммуникации» (владелец «Билайна») и «Мегафон» -- подала на ФССП иск в арбитражный суд Москвы. Операторы пытаются оспорить письмо, изданное директором ФССП Артуром Парфенчиковым. Согласно этому документу, судебные приставы получают право привлечь операторов связи к административной ответственности в случае, если они откажутся давать информацию о своих клиентах (имеются в виду сведения о состоянии абонентских счетов должников). Пока позиция судей остается неизвестной: основное заседание, которое должно было состояться в понедельник, перенесено на 18 марта.
Стремление приставов получить право на «арест» водительских удостоверений вызвало возмущение в адвокатском сообществе. В частности, глава Московской палаты адвокатов Генри Резник считает, что такие попытки идут вразрез с нормами Конституции. Приставы «немного перебирают в своем стремлении взыскивать долги», заявил г-н Резник РИА Новости. «Свобода передвижения на любом виде транспорта -- будь то на своих ногах, машине или поезде -- является конституционным правом гражданина, посягать на которое возможно только с помощью каких-то ограничений в федеральных законах», -- пояснил адвокат.
ФССП, видимо, ожидая такой реакции на свои инициативы, вступила с адвокатами в заочную полемику. Во вчерашнем заявлении ведомства подчеркивается: «Важно знать о том, что весь комплекс прав, которые гарантирует Конституция РФ, имеет отношение к законопослушному гражданину». Судебные приставы ссылаются и на Европейскую конвенцию о правах человека. Даже она предусматривает пределы применения этих прав: «В соответствии с положениями 4-го протокола конвенции, если гражданин нарушает закон, права и интересы третьих лиц, то права гражданина могут быть ограничены».
Михаил МОШКИН