Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
«Случай не наказывается»
Убийце ингушского оппозиционера Магомеда Евлоева позволили вернуться в милицию
Верховный суд (ВС) Ингушетии вчера смягчил приговор бывшему начальнику охраны главы МВД Ингушетии Ибрагиму Евлоеву, осужденному за убийство по неосторожности своего однофамильца, владельца оппозиционного сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева. Ранее он был приговорен к двум годам колонии-поселения, но теперь обвинение ему переквалифицировали на более мягкое, и потому заменили лишение свободы на ее ограничение. Кроме того, с осужденного снят двухлетний запрет на право работать в силовых структурах. Родственники убитого оппозиционера категорически не согласны с решением ВС и планируют добиваться его отмены, вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Магомед Евлоев был убит 31 августа 2008 года после задержания в аэропорту Магаса, куда он прилетел из Москвы на одном самолете с тогдашним президентом Ингушетии Муратом Зязиковым. После того как президентский кортеж покинул аэропорт, к самолету подъехали высокопоставленные сотрудники республиканского МВД, а также охрана его главы Мусы Медова. Они заявили г-ну Евлоеву, что он должен проехать к следователю для дачи свидетельских показаний по одному из уголовных дел. Оппозиционер согласился и добровольно сел в милицейский УАЗ.

Согласно официальной версии, по дороге оппозиционер попытался отнять автомат у одного из сидевших рядом милиционеров. В завязавшейся потасовке он якобы задел руку находящегося на переднем сиденье начальника охраны г-на Медова -- Ибрагима Евлоева, который случайно выстрелил из своего пистолета, попав точно в висок оппозиционеру. В отношении Ибрагима Евлоева было возбуждено уголовное дело о «причинении смерти по неосторожности», что вызвало волну протестов со стороны родственников и соратников погибшего, которые не сомневались, что убийство было неприкрытой расправой тогдашних руководителей Ингушетии с неугодным политиком.

Первый процесс по делу проходил в Назрановском суде Ингушетии в конце мая 2009 года и закончился отводом судьи Рамзана Тутаева. Новое разбирательство началось 5 ноября в Карабулакском суде и завершилось уже спустя месяц -- 11 декабря Ибрагим Евлоев был приговорен к двум годам колонии-поселения с запретом в течение двух лет занимать должности в правоохранительных органах.

Как пояснил вчера председательствовавший на процессе Тагир Оздоев, ВС республики смягчил наказание Евлоеву в связи с тем, что была переквалифицирована формула обвинения. «Органы предварительного следствия квалифицировали дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ, однако не было доказано, что обвиняемый причинил смерть вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, поэтому дело переквалифицировано на ч. 1 ст. 109 УК РФ», -- отметил он. Как установил суд, подсудимый привел оружие в боевую готовность правомерно. «Милиционер имел информацию о возможном нападении на их машину для освобождения Магомеда Евлоева и приготовил оружие к отражению нападения», -- сказал г-н Оздоев, добавив, что после того, как потерпевший стал требовать остановить их машину, завязалась ссора и произошел непроизвольный выстрел. «Нарушения закона о милиции в части использования оружия установлено не было», -- отметил он.

Отец оппозиционера Яхья Евлоев вчера не скрывал разочарования. «Фактически его (подсудимого) оправдали. Мы будем оспаривать, напишем жалобу в Верховный суд России и в Европейский суд по правам человека», -- сказал он. По словам отца оппозиционера, суды первой и второй инстанций согласились лишь с позицией обвиняемого и не учли мнений потерпевших.

«В деле сказано, что Магомед якобы пытался вырвать автомат у милиционера, -- отметил Яхья Евлоев. -- Другой, услышав крик: «Отпусти, отпусти!», якобы резко повернулся, ударился головой, и в это время произошел выстрел. Но экспертиза автомата, который он якобы пытался вырвать, не подтвердила наличия отпечатков пальцев на нем моего сына. Эксперты нашли на автомате лишь следы крови». Он также напомнил, что суды отказывались вызвать по ходатайству потерпевших в качестве свидетеля следователя ГОВД Назрани, который оформлял постановление о принудительном приводе г-на Евлоева на допрос. «В деле даже не упоминается публичное заявление следователя, в котором он признается, что привод оформил уже после гибели сына по приказу своего начальства», -- сказал Яхья Евлоев.

Адвокат потерпевших Магомед Гандаров признался, что решение ВС республики стало для него полной неожиданностью: «Мы думали все оставят так как есть, чтобы лишний раз не нагнетать обстановку вокруг этого дела, поэтому, конечно, решение суда стало для нас неприятным сюрпризом». Г-н Гандаров затруднился ответить, каким образом суд ограничит свободу подсудимого. «Насколько я знаю, в Ингушетии впервые применено такое наказание, поэтому пока никто не знает, как это будет реализовано на практике», -- заявил защитник. По его словам, в ходе рассмотрения дела в ВС защита Ибрагима Евлоева просила оправдать его, отмечая, что оппозиционер сам задел руку милиционера, после чего и прозвучал случайный выстрел, а «случай не наказывается».

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Дело об убийстве Евлоева