|
|
N°36, 04 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Затянувшийся "Полураспад"
Экологи хотят остановить вывоз радиоактивных отходов из центральных регионов России в зону кыштымской катастрофы
В петербургском Институте региональной прессы прошел премьерный показ документального фильма «Территория непригодная для жизни» -- о последствиях деятельности производственного объединения «Маяк», секретного завода по производству оружейного плутония и переработке отработавшего ядерного топлива, расположенного в городе Озерск Челябинской области. Фильм снят в 2009 году. Его авторы, специалисты-экологи из правозащитной экологической организации «Зеленый мир», представили также выставку плакатов под названием «Полураспад», созданных голландским фотографом Робертом Кнотом. Фильм и выставка рассказывают о жизни на этих зараженных землях по берегам реки Теча нескольких тысяч людей, которые оказались заложниками российской атомной энергетики и радиохимического производства. Но главная идея встречи в Институте региональной прессы, по замыслу организаторов, состояла в том, чтобы привлечь внимание к проблеме транспортировки радиоактивных отходов из европейской части России в регионы «второго сорта» -- на Урал и в Сибирь.
Фильм начинается с панорамы города, находящегося за тысячи километров от Челябинской области. Это чистый зеленый городок Полярные Зори рядом с Кольской АЭС, расположившейся на берегу озера Имматра. Большинство жителей города работает на обслуживании АЭС, и абсолютно все они считают: за атомной энергетикой будущее, это совершенно безопасное предприятие. Авторы фильма рассказывают прохожим на улице, что отработанное ядерное топливо с реакторов Кольской АЭС идет на переработку в Челябинскую область, где сложилась катастрофическая ситуация со сбросом отходов переработки прямо в местные водоемы. В ответ жители Полярных Зорь спокойно заявляют, что об этом думать должно правительство, а у них все хорошо. Так же считают и жители Ленинградской области, хотя отработанное топливо с Ленинградской АЭС, расположенной в Сосновом Бору, на берегу Финского залива, тоже отправляется на переработку в Челябинскую область.
А там, в городе Озерске и его окрестностях, до сих пор продолжается трагедия. В середине 40-х годов прошлого века в этих местах был установлен один из первых советских ядерных реакторов и построен радиохимический завод. В 50-х годах там было открыто предприятие по производству оружейного плутония, известное сейчас как ПО «Маяк». С тех пор эти земли превратились в территорию экологического бедствия.
В фильме рассказывается о самой масштабной катастрофе, случившееся на «Маяке» в конце сентября 1957 года, когда на воздух взлетела емкость с жидким радиоактивным топливом, содержавшим 20 млн кюри смертоносной радиации. Эта катастрофа (известная как кыштымская) остается одной из крупнейших в мировой истории атомной энергетики. Последствия той катастрофы ликвидировали солдаты-срочники и местные школьники. Часть деревень из окрестностей Озерска переселили в другие регионы. Но производство продолжилось, а отходы начали сливать в озеро Карачай, откуда зараженная вода добирается до северных морей.
«Маяк» и сейчас продолжает сбрасывать низкорадиоактивные отходы в речку Течу, а среднерадиоактивные -- в озеро Карачай. До сих пор средний уровень радиационной зараженности в этом районе превышает допустимые нормы в 100 раз.
Жить на этой отравленной навсегда земле осталось немало людей. До сих пор обитатели десятков домов некогда большого села Муслюмово не могут добиться решения о переселении. Хотя созданный несколько лет назад Фонд содействия переселению (его учредителями являются два сотрудника «Росатома») потратил немалые деньги на переселение жителей Муслюмова, на самом деле никакого переселения нет -- новые дома стоят неподалеку, в нескольких сотнях метров от старой территории. Счетчики дозиметристов зашкаливают там с той же интенсивностью, что и по другую сторону дороги, откуда идет это «переселение».
На 4 тыс. людей, живших до недавнего времени в Муслюмово, здесь огорожено семь кладбищ. Переселение "на тот свет" идет куда интенсивнее, чем в новые дома. Местные жители постоянно болеют неизвестными медикам болезнями -- сами они называют их «речными», потому что до сих пор единственным источником питьевой воды для них остается абсолютно отравленная вода из реки Теча. Жители Муслюмова, правда, получают компенсацию за вред, причиненный их здоровью, -- государство выплачивает ежемесячно по 50 руб. на детей школьного возраста и по 200 руб. на взрослого. Патологоанатомы при вскрытии умерших обнаруживают радиоактивный углерод.
"На нас государство проводит страшный медицинский эксперимент, -- говорит житель Муслюмова Госман Кабиров, руководитель общественной организации «Теча». -- В отчете, который опубликовал филиал Института биофизики РАН, про нас написано: «Уникальная когорта населения, которая проживает в хроническом облучении без всякого вмешательства медицины в течение 60 лет». У меня в медицинской карте зафиксирован официальный диагноз «острая лучевая болезнь», от нее умерли мои родные и родственники жены.
"Мы требуем прекратить транспортировку отработавшего ядерного топлива с северо-запада на ПО «Маяк», производитель топлива должен организовать безопасное длительное хранение на своей территории, -- заявил Олег Бодров, председатель совета экологической организации «Зеленый мир». -- Кроме того, мы считаем, что нужно категорически запретить закачку жидких радиоактивных отходов под землю, что сейчас продвигается в новом законе об обращении с радиоактивными отходами".
По мнению экологов, решающее слово в вопросе размещения радиоактивных отходов должно принадлежать местным жителям, и нужно выносить эти вопросы на региональные референдумы. "Должен соблюдаться принцип равной безопасности всех регионов России. Перемещение отходов -- это перемещение проблем, а не способ их решения", -- говорит Олег Бодров.
Кстати, когда питерцы отмечали День защитника Отечества, в порт Петербурга прибыл очередной корабль из Франции с грузом радиоактивных отходов, который был перегружен в железнодорожные вагоны и отправлен в Челябинскую область, на производственное объединение «Маяк». А отходы с Ленинградской АЭС уходят на Урал регулярно, правда, в объезд самого Петербурга.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург