Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
Дорога с войны
Россия и Грузия приоткрыли сухопутную границу
В тени переговоров президентов России и Франции в Париже осталось событие, не менее важное для российской внешней политики: открылось движение через контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс на российско-грузинской границе. Пересечь КПП можно только на автомобиле - по такой же схеме работает КПП на границе России с Азербайджаном. Верхний Ларс был закрыт с июля 2006 года. Хотя большого потока машин пока нет, переоценить открытие КПП сложно.

Когда Верхний Ларс закрылся на ремонт, все восприняли это как часть российских мероприятий, направленных на ужесточение таможенной политики по отношению к Грузии. Ремонт КПП на старейшей дороге из России в Грузию, которую с императорских времен называют Военно-Грузинской, окончательно заблокировал наземное российско-грузинское сообщение. Оказалась перекрыта четвертая из 6 дорог, пересекающих с севера на юг Большой Кавказ.

Всего через горы проходят 4 шоссе и 2 железные дороги. Железная дорога вдоль Черного моря проходит через Абхазию, и в связи с грузино-абхазским конфликтом ее нельзя использовать для транзитного сообщения. Та же проблема с шоссе: физически оно есть, но им не пользуются для транзита. Похожая ситуация с Транскавказской магистралью, которая упирается как в тупик в южную границу Южной Осетии. Когда закрыли Ларс, единственным транспортным «просветом» Большого Кавказа без малого на 4 года остались шоссе «Ростов - Баку» и железная дорога вдоль берега Каспийского моря.

Но «просвет» был годен частично: им не могла пользоваться Армения, находящаяся в состоянии конфликта с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В отношениях между Арменией и Грузией особых проблем не было, поэтому теоретически армянские грузы могли попасть в этот «просвет» через грузинскую территорию. Либо отправлялись в грузинские черноморские порты и оттуда -- к месту назначения. Но такая схема делала перевозки дороже. Как подсчитал официальный Ереван, возобновление движения через Ларс снизит затраты примерно четверть.

В Ереване вообще считают открытие КПП заслугой армянской дипломатии. Ремонт КПП завершился еще 5 мая 2009 года. Но ни Грузия, ни Россия, находящиеся в состоянии «холодной войны» с тех пор, как настоящая война между ними в августе 2008 года завершилась признанием Абхазии и Южной Осетии Москвой, не спешили начать использовать переход. Вчера глава МИД Армении Эдвард Налбандян сообщил, что переговоры по его открытию прошли в Ереване. В том, что КПП, наконец, заработал, он видит успех всех трех стран.

Президент Грузии Михаил Саакашвили тоже доволен открытием перехода. Он считает, что Россия таким образом признала линию грузинской границы хотя бы в одном месте, а также осознала, что полная блокада Грузии приносит больше вреда, чем пользы. Президент полагает, что открытие границы может стать базой восстановления «легальных» двусторонних отношений. Но часть грузинской оппозиции уже успела обвинить г-на Саакашвили в неуместной уступке России.

Оппозиционеры считают, что открытие сообщения через Верхний Ларс - шаг к созданию «Великой Осетии», которая чисто гипотетически может включить Южную Осетию и осетинские населенные пункты в районе Казбеги вместе с российской Северной Осетией. Кроме того, открытие Военно-Грузинской дороги может стать инструментом укрепления позиций России на Южном Кавказе.

Если проект «Великой Осетии» относится скорее к разделу конспирологии, то вывод о новых российских возможностях справедлив. Перед августом 2008 года у России были прекрасные возможности развить свое присутствие на Южном Кавказе путем участия в существующих там транспортных проектах и развития собственных проектов в виде магистралей, которые могли бы сделать Кавказ, в том числе Северный, частью оживленнейшего перекрестка глобальной экономики.

В феврале 2008 года Россия взяла в концессионное управление железные дороги Армении. Казалось, следующим шагом Москвы станет попытка разблокировать дороги, упирающиеся в зоны конфликтов в Грузии. Вместо этого Москва и Тбилиси довели свои отношения до вооруженного противостояния, а Ереван, который Россия традиционно именует своим главным южнокавказским союзником, провел полтора года в условиях еще более жесткой, чем раньше, транспортной блокады. Это стало одним из факторов, ускоривших сближение Армении с Турцией.

Если бы Верхний Ларс так и не открылся, тенденция постепенного выхода Армении из числа ближайших российских партнеров в ближнем зарубежье стала бы попросту безальтернативной. Но после долгой паузы российско-грузинская граница приоткрылась, воскрешая перспективу конструктивного участия России в жизни Южного Кавказа.

Правда, пока тем, для кого КПП в Ларсе ближе и нужнее всего, то есть людям, живущим по обе стороны границы, пользоваться им сложно из-за общего паралича российско-грузинских отношений. Сам день открытия КПП был омрачен пикетом местных жителей, которые требовали разрешения на безвизовый переход или оформления виз прямо на границе.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией