|
|
N°34, 02 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Послеследствие»
СКП не планирует закрывать дело об убийстве Владислава Листьева
Вчера исполнилось 15 лет со дня убийства известного тележурналиста Владислава Листьева. Хотя преступление по-прежнему остается нераскрытым, в СКП поспешили заявить, что пока нет оснований для прекращения уголовного дела. Поводом для этого, судя по всему, стали появившиеся сообщения, что по этому преступлению якобы истекли сроки давности привлечения к ответственности, и соответственно убийцам опасаться больше нечего. Однако, как отметили в СКП, это вовсе не так. Хотя согласно УК РФ сроки давности по особо тяжким преступлениям действительно составляют 15 лет, к убийству Владислава Листьева эта норма, согласно тому же УК, отношения не имеет.
38-летний Владислав Листьев, занимавший пост гендиректора Общественного российского телевидения (ОРТ), был убит двумя выстрелами в плечо и голову в подъезде собственного дома на Новокузнецкой улице 1 марта 1995 года. После записи телепередачи «Час пик» он в 7 часов вечера ушел с работы, но до своей квартиры так и не добрался -- около 9 вечера соседи обнаружили его, еще живого, на лестничной площадке. К приезду врачей журналист скончался.
Смерть одного из основателей современного российского телевидения вызвала огромный общественный резонанс и стала одним из самых громких заказных убийств в современной истории России. Следующий день, 2 марта, был объявлен в стране днем траура, на похороны журналиста пришли десятки тысяч людей, а президент Борис Ельцин пообещал «сделать все возможное, чтобы убийцы Влада Листьева были найдены и понесли заслуженное возмездие».
Несмотря на то что в рамках уголовного дела, насчитывающего порядка 200 томов, были допрошены около 2 тыс. свидетелей, задерживались ряд подозреваемых, а еще около десяти человек в разное время сами признавались в убийстве журналиста, следствию так и не удалось выйти на след настоящих преступников. В то же время сами следователи заявляли, что непосредственных исполнителей убийства скорее всего уже давно нет в живых, а без них добраться до заказчиков преступления практически невозможно.
«Были проведены многочисленные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, однако установить конкретных лиц, совершивших данное преступление, не представилось возможным, и в связи с этим 3 апреля 2006 года Генеральной прокуратурой РФ предварительное следствие по уголовному было приостановлено на основании статьи 208 УПК РФ», -- напомнили вчера в СКП.
Несмотря на то что расследование убийства явно зашло в тупик, в СКП все же дали понять, что ставить крест на уголовном деле не стоит: «Непрерывно и планомерно следователями Главного следственного управления (ГСУ) СКП совместно с сотрудниками уголовного розыска продолжается работа, направленная на раскрытие этого преступления. И сейчас у следствия нет никаких оснований для прекращения этого уголовного дела».
В ведомстве также напомнили основные этапы скандального расследования: «По уголовному делу проверялись различные версии о причинах убийства, проводились следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выяснение образа жизни потерпевшего, его окружения, намерениях и других обстоятельствах, предшествовавших убийству; на сбор информации о высказываниях и действиях угрожающего характера, допускавшихся в отношении Листьева, а равно со стороны Листьева в отношении других лиц; на получение сведений о предпринимательской деятельности и предпринимательских проектах Листьева, его участии в создании ряда коммерческих предприятий. С этой же целью направлялись запросы и поручения в соответствующие, в том числе и зарубежные, компетентные органы, проверялись взаимные обязательства Владислава Листьева и фирм, учредителем которых он являлся. С той же целью проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности «Телекомпании ВИД» и «Корпорации Интервид», одним из учредителей которых являлся Листьев, и ревизии ряда рекламных агентств, занимавшихся рекламной деятельностью на телевидении. Также по делу проверялась версия и о том, что убийство связано с деятельностью в должности генерального директора ОРТ. Отсутствие признаков, свидетельствующих о разбойном нападении на Листьева, совершении в отношении него хулиганских действий, дало основания для выдвижения по делу версии о том, что убийство совершено по найму группой лиц по предварительному сговору. С этой целью проверялись данные о возможной причастности к убийству членов организованных преступных группировок».
В качестве же приоритетной, как сообщалось ранее, следствие выбрало версию о связи убийства тележурналиста с продажей рекламного времени на ОРТ. 20 февраля 1995 года г-н Листьев заявил, что канал полностью отказывается от услуг рекламных агентств, которые покупали у ОРТ эфирное время и затем с существенной выгодой для себя продавали его уже непосредственно рекламодателям. Спустя девять дней журналиста убили, и следствие считает, что эти события напрямую взаимосвязаны. Более того, по некоторым данным, фамилии предполагаемых заказчиков следователям также могут быть известны, но доказать их причастность уже невозможно. В качестве вероятного заказчика преступления в СМИ чаще всего звучало имя Бориса Березовского, который проходит по этому делу в качестве свидетеля, однако никаких конкретных доказательств вины опального олигарха обнародовано не было.
Вчера, в годовщину убийства, появились сообщения, что срок давности по данному делу, составляющий по особо тяжким преступлениям, согласно УК РФ, 15 лет с момента преступления, истек. Однако, как отметили юристы, г-н Листьев был убит еще до того, как в 1996 году вступил в силу ныне действующий УК РФ, а значит, в отношении совершивших это преступление лиц должен быть применен «старый» УК РСФСР, действовавший в России в 1995 году. Согласно же ст. 48 того УК, срок давности по тяжким преступлениям (к каковым относилось убийство) составлял всего десять лет. Но в той же статье поясняется, что в случае, если обвиняемому грозит смертная казнь, вопрос о сроке давности разрешается судом. Эта же норма, кстати, действует и в нынешнем УК РФ. Согласно же ст. 102 УК РСФСР -- убийство с отягчающими обстоятельствами обвиняемый мог быть приговорен к высшей мере. Таким образом, вопрос об истечении срока давности по данному делу будет решен исключительно судом и только тогда, когда преступники будут установлены. Если, конечно, это произойдет
Анатолий КАРАВАЕВ