Вчера в Прагу с двухдневным визитом прибыл генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. У него запланированы переговоры с чешским премьером Яном Фишером и двумя вице-премьерами -- главой МИДа Яном Когоутом и министром обороны Мартином Бартаком.
Одной из главных тем визита станет вопрос о масштабе участия Чехии в военной миссии НАТО в Афганистане, который Мартин Бартак посетил в начале этого месяца. В декабре правительство решило увеличить чешский контингент в этой стране, направив туда дополнительно 55 военнослужащих и два радара «Артур», способных обнаруживать артиллерию противника по траектории полета снарядов. Но на минувшей неделе комитет по обороне нижней палаты парламента выступил против предложения правительства. По мнению ряда членов комитета, нынешняя численность чешского контингента -- 535 человек -- вполне достаточна, тем более что недавно она и так возросла. Новые расходы на увеличение контингента, оцениваемые почти в 10 млн долл., стали бы для Праги непозволительной роскошью во времена экономического кризиса. Ожидается, что Расмуссен будет убеждать чешских политиков в необходимости расширить афганскую миссию.
Еще одной темой переговоров должен стать размер взноса Праги в бюджет НАТО. Руководство Североатлантического альянса признает, что из-за кризиса и роста затрат на Афганистан касса НАТО изрядно оскудела, и призывает страны -- члены альянса увеличить отчисления в общую копилку. Зайдет в Праге речь и о подготовке новой стратегической концепции НАТО, предусматривающей создание в Европе системы противоракетной обороны (ПРО).
«В условиях кризиса у НАТО не хватит финансовых средств для создания отдельной системы ПРО, независимой от американской. Большинство из 28 стран -- членов альянса, включая Чехию, считают, что будущая система ПРО должна строиться по американской концепции, при этом она может действовать под эгидой НАТО», -- заметил «Времени новостей» руководитель центра по изучению проблем безопасности Метропольного университета Праги Олдржих Буреш. По его мнению, Чехии не стоит ждать от Расмуссена конкретных предложений относительно участия в создании противоракетного щита: «Нынешние планы США предполагают создание мобильной системы ПРО, базирующейся большей частью на морских кораблях. А потому Праге вряд ли отводится в этих планах существенная роль». Кроме того, как полагает наш собеседник, степень участия Чехии в новой оборонной стратегии Запада будет во многом зависеть от итогов майских парламентских выборов в стране.
На переговорах в Праге будет затронута и тема отношений НАТО с Россией. По словам Олдржиха Буреша, этот вопрос приобрел особое значение в связи с тем, что этот военно-политический блок в новой военной доктрине России считается одним из стратегических противников. В нынешней ситуации стороны могли бы развивать сотрудничество в тех областях, где у них есть сходство взглядов: таких как Афганистан или борьба с международным терроризмом. Однако, как считает чешский политолог, с учетом имеющихся расхождений по проблемам ПРО и расширения НАТО на восток, «достижение глобальных договоренностей между Россией и альянсом в обозримой перспективе маловероятно».
В 2009 президент США Барак Обама отказался от намерения своего предшественника Джорджа Буша разместить в Чехии радар американской ПРО. Согласно новым американским планам, базы ПРО появятся в Румынии, Болгарии и Польше. Этот вопрос стал предметом разногласий на переговорах между Россией и США о сокращении ядерных вооружений. Кстати, Прага часто упоминается в качестве возможного места подписания российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Официального подтверждения эта версия не получила. Не исключено, что для подписания договора о СНВ будет выбрано «более традиционное место»: например Женева или Вашингтон.
Визит Расмуссена пройдет на фоне
громкого коррупционного скандала, связанного с закупками Чехией военной техники. Есть подозрения, что при подготовке сделки по приобретению бронетранспортеров «Пандур» у австрийской фирмы «Штейр» ряду влиятельных чешских политиков были негласно выплачены солидные комиссионные. Упоминалось, в частности, имя нынешнего министра обороны, который отрицает свою причастность к упомянутым событиям. Однако Расмуссен вряд ли станет обсуждать с чешскими руководителями столь щекотливую тему, которую в Североатлантическом альянсе склонны считать внутренним делом Чехии. Вопрос о бронетранспортерах может обсуждаться скорее на неформальных встречах, чем на официальном уровне.