Время новостей
     N°121, 10 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2002
Враг вчерашнего дня
Генерал Норьега сидит уже десять лет
Президент Джордж Буш в очередной раз заявил, что администрация США использует «все имеющиеся в распоряжении инструменты», чтобы сместить «публичного врага номер один» -- иракского лидера Саддама Хусейна. «Я твердо убежден, что мир станет более безопасным и мирным, если изменится этот режим, -- сказал Буш-младший и добавил: -- Чтобы добиться этого, существуют разные пути».

Избавиться от «публичного врага США номер один» удалось другому американскому президенту -- Джорджу Бушу-старшему. Ровно десять лет назад, 10 июля 1992 года, американский суд в Майами осудил руководителя суверенного государства -- панамского генерала Мануэля Норьегу. Чтобы доставить его в здание суда, была проведена армейская операция «Справедливое дело»: в декабре 1989 года 24 тысячи американских солдат вторглись в независимую Панаму (23 морских пехотинца погибли, 324 ранены, потери мирных жителей панамской столицы исчисляются тысячами) и арестовали генерала.

В распоряжении нынешнего главы Белого Дома имеется не только «публичный враг номер один», но и старая и опытная в таких делах гвардия его отца. Нынешний вице-президент Дик Чейни был в те времена министром обороны и лично вел переговоры с Ватиканом о сдаче Норьеги (панамский генерал укрывался на территории папского нунция). Директор ФБР Роберт Мюллер представлял обвинение на процессе в Майами -- свидетелями выступали отъявленные наркодельцы. Прокуратура заключила соглашение даже с картелем Кали: в обмен на свидетельские показания против конкурентов из Медельина (подельники Норьеги) им был обещано освобождение задержанного наркобарона Сантакруса. Жюри присяжных признало Норьегу виновным в незаконном обороте наркотиков, но для этого пришлось на коленях умолять одного из членов жюри, имеющего собственное мнение. Судья приговорил Норьегу к 40 годам тюрьмы. Надсмотрщик тюрьмы в Майами говорит о бывшем главе государства и нынешнем узнике №38699-079 с уважением: «Никогда не видел более серьезного отношения к делу».

Выходец из беднейших слоев, «выдающийся» (по оценке американских инструкторов) слушатель военной школы de las Americas, всесильный глава сил национальной обороны Панамы, Норьега долго был в фаворе у американских властей. «Он мой парень», -- говорил о нем один бывший шеф ЦРУ Билл Кейси, а другой -- Буш-старший -- приглашал с VIP-визитом в Вашингтон. В 1998 году на аудиенции у федерального судьи три свидетеля ходатайствовали за Норьегу: бывший шеф ЦРУ в Панаме Винтерс, полковник военной разведки в Панаме Фариас и посол в Панаме в 1986--1990 годах Дэвис. «Это очень умный и с тонким чувством юмора человек», -- заявил Дэвис, который в самый разгар борьбы еженедельно по-дружески завтракал с генералом. Норьега давал приют баскским террористам и колумбийским наркобаронам. Но по просьбе США был готов предоставить политическое убежище филиппинскому диктатору Фердинанду Маркосу, шаху Ирана, политическим беглецам из Чили (США были обеспокоены «плохой рекламой» режима Пиночета).

В июне 1986 года на первой полосе газеты The New York Times появилась статья, обвиняющая Норьегу в наркоторговле, отмывании денег, убийстве политических оппонентов, передаче развединформации Кубе и СССР. Несколько лет спустя передавший инсайдерскую информацию панамский дипломат поражался в разговоре с корреспондентом газеты Newsday Питером Эйснером: «Я был шокирован тем, как легко манипулировать СМИ. Это так просто, так элементарно. С их стороны было желание поверить. Им было удобно не задавать лишних вопросов». По словам дипломата, все было «махинацией», а он был «частью заговора», организованного «двадцаткой семей» панамской олигархии, лишившейся власти после военного переворота генерала Омара Торрихоса в 1968 году (его поддержал Норьега). Кроме СМИ, дипломат работал с сенатором Джесси Хелмсом -- ярым противником подписанного Картером и Торрихосом договора о передаче Панамского канала Панаме.

После последовавшей лавины разоблачительных статей против Норьеги полковник Оливер Норт написал советнику президента по национальной безопасности Джону Пойндекстеру: «В течение многих лет Норьега и я поддерживали весьма хорошие отношения. Если США помогут очистить его имидж, то он позаботится для нас о сандинистском руководстве». Норт предложил выделить Норьеге миллион долларов из «Проекта Демократия» (фонд от продажи оружия в Иран), взамен получив акты саботажа в Никарагуа и подготовку контрас и афганских моджахедов в лагерях в Панаме. Пойндекстер ответил: «Не имею ничего против него, кроме его незаконной деятельности».

По мере приближения срока передачи Панамского канала (конец 1999 года) отношения США с Норьегой накалились, он стал признанным «врагом номер один». В мае 1989 года Норьега аннулировал результаты президентских выборов, 14 декабря его провозгласили главой правительства, 15 декабря в стране было объявлено военное положение, 16 декабря был застрелен американский солдат, 20 декабря произошло вторжение.

Уже десять лет Норьега сидит в американской тюрьме, обвиненный в наркоторговле. Как написала газета Los Angeles Times, «в Панаме стало еще больше лабораторий по производству кокаина, чем когда-либо во времена Норьеги». В марте 2002 года Норьеге в очередной раз было отказано в досрочном освобождении. Но это возможно через пять лет.

Андрей ЗЛОБИН