|
|
N°121, 10 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Три в одном
Реформа налогообложения недвижимости будет продлена
Реформа налогообложения в сфере недвижимости, похоже, будет буксовать еще долго. Таков итог вчерашнего «круглого стола», на котором ее обсуждали представители Великого Новгорода и Твери, городов -- экспериментаторов этой реформы.
Четыре года назад чиновники поставили перед собой цель заменить три налога, которыми сегодня облагается недвижимость, одним -- на недвижимое имущество. Однако в ходе эксперимента в Великом Новгороде и Твери обнаружился такой клубок проблем, что рассчитывать на скорый успех по меньшей мере наивно. Тем не менее главы местных администраций намерены просить правительство продлить действие закона о проведении эксперимента по налогообложению недвижимости еще на два года, до 2005-го. Ведь новый налог -- в перспективе один из постоянных источников доходов местных бюджетов. Федеральный бюджет ассигнований на эту реформу не планирует.
Сегодня согласно Налоговому кодексу недвижимость облагается тремя налогами (на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельный), из них каждый субъект хозяйственной деятельности платит два: земельный налог сочетается либо с первым, либо со вторым. По закону от 1997 года было решено перейти на единый налог, что, как предполагается, поможет сформировать объект недвижимости в виде целостного имущественного комплекса (здание плюс земельный участок).
По словам директора автономной некоммерческой организации «Институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости» Наталии Калининой (один из авторов проекта реформы), с переходом на один налог «появятся стабильный источник дохода в местные бюджеты и ясность в имущественных правах, что положительно отразится на инвестиционном климате». Замминистра финансов Михаил Моторин оценил объем планируемого единого налога на недвижимость более чем в 100 млрд рублей.
Однако в регионах-экспериментаторах реформа идет со скрипом. Вчерашнее заседание превратилось в перечисление причин, которые мешают ее осуществлению. По словам новгородского мэра Александра Корсунова, на первом месте неразвитая инфраструктура этого рынка: отсутствует система «массовой оценки» и не создан единый реестр недвижимости. В России практически нигде не ведется инвентаризация имеющейся недвижимости, не учитывается построенная.
Замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович заявил, что взаимодействие между Минэкономразвития, Госстроем, Росземкадастром, Минфином, МНС и Минюстом -- всеми федеральными ведомствами, обязанными делать кадастровый и технический учет, регистрировать права собственности, а также налогоплательщиков и предприятий -- отсутствует. По мнению г-жи Калининой, ведомственная несогласованность усугубляется разграничением прав собственности на землю и -- что гораздо важнее -- полномочий между федеральным центром и регионами.
Владислав ДОЛГОВ