В истории судостроительных верфей Nordic Yards в Восточной Германии, которые принадлежат российскому инвестору Виталию Юсуфову, открылась новая глава. Из Москвы в Висмар и Варнемюнд, где находятся производства компании, пришло хорошее известие: кораблестроители получили заказ от „Норильского никеля" на строительство арктического танкера-ледокола Nordic AT 19. Как сообщили в компании, судно будет иметь длину 170 м, будет способно разбивать льды толщиной до 1,5 м и действовать при температурах до минус 50 градусов. Nordic AT 19 будет обладать грузоподъемностью 18,5 тыс. т и вместимостью 20,6 тыс. кубометров. По сообщению «Норникеля», инвестиции в проект составят около 100 млн евро.
Между тем еще две недели назад перспективы получения новых заказов для верфей были туманны, как и будущее трудового коллектива. Региональное отделение крупнейшего германского профсоюза IG Metall выступило со специальным заявлением в адрес канцлера Ангелы Меркель, российского президента Дмитрия Медведева, а также владельца предприятия.
Профсоюзы требовали вмешаться в судьбу 2,4 тыс. работников предприятия.
Напомним, что до середины прошлого года компания называлась Wadan Yards и принадлежала также россиянину -- Андрею Бурлакову. Летом прошлого года, после того, как верфи много месяцев простаивали, компания Wadan Yards была объявлена банкротом. Сам г-н Бурлаков в настоящее время находится под следствием. Дальнейшая судьба Wadan Yards была решена в августе 2009 года, во время встречи канцлера Меркель и президента Медведева в Мюнхене. Руководители стран заявили о политической поддержке компании. Немецкое правительство обеспечило госгарантии для финансирования дальнейшей работы верфи, создав управляющую компанию для обеспечения занятости работников. Российская сторона предложила нового инвестора в лице Виталия Юсуфова, который, заплатив 40 млн евро, получил верфи в свою собственность и переименовал их в Nordic Yards.
Однако до последнего времени реальных заказов для Nordic Yards не было, что стало причиной напряженности на предприятии и поводом обратиться к германским и российским властям. Работы по строительству танкера на производственной площадке в Висмаре были начаты еще во время переговоров с заказчиком, а в качестве срока готовности танкера-ледокола назван сентябрь 2011 года. „Данный специализированный танкер является нашим первым заказом, -- отметил г-н Юсуфов. -- Мы рады, что нашим заказчиком стала авторитетная и платежеспособная компания „Норникель".
Г-н Юсуфов, комментируя подписание соглашения, подчеркнул, что этот заказ позволит Nordic Yards сконцентрироваться на строительстве специализированных судов: „Мы гордимся тем, что в скором времени приступим к строительству специального танкера, который будет отвечать самым высоким техническим и инновационным требованиям".
Представитель Nordic Yards Тина Ментнер в беседе с корреспондентом „Времени новостей" подчеркнула, что руководство предприятия исходит из того, что за нынешним первым заказом на строительство арктического транспортного судна последуют новые. „В настоящее время мы находимся в стадии активных переговоров с нашими будущими заказчиками", -- заявила г-жа Ментнер, не называя при этом потенциальных партнеров. „Говорить о том, что Nordic Yards окончательно спасен от банкротства, преждевременно, -- считает она. -- Тем не менее это важный этап в развитии нашего предприятия, работники по крайней мере могут перевести дух".
Впрочем, местные профсоюзы, похоже, успокаиваться на достигнутом не собираются. Хотя региональный руководитель профсоюза IG Mеtall Kueste Ютта Бланкау и назвала новый заказ для Nordic Yards „важным сигналом для коллектива", требования остаются, необходимы еще заказы. От земельного правительства IG Mеtall Kueste потребовал продлить срок деятельности управляющей компании до середины года. „Мы ожидаем, что владелец верфи выполнит свое обязательство и в срочном порядке примет на работу в общей сложности 1200 работников -- по 600 в Висмаре и Варнемюнде", -- сказала г-жа Бланкау.
Текущие дела на Nordic Yards остаются в центре внимания федерального правительства Германии и земельного правительства Мекленбурга -- Передней Померании. Премьер-министр этой федеральной земли Эрвин Зеллеринг в конце прошлой недели потребовал скорейшего созыва встречи, участниками которой должны стать представители федерального и земельного правительства, трудового коллектива, а также владелец Nordic Yards.