Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
Можно, я не буду про Олимпиаду?
Удивительное дело, но, кажется, НТВ понемногу обращается к социальной тематике. Один выпуск программы «НТВэшники» в феврале назывался «Старикам здесь не место», второй -- «Бракованные дети -- усыплять или нет?», и оба раза состоялся болевой и конкретный разговор. Про второй выпуск не буду (неохота лишний раз поминать морального инвалида Н. и его фашистские убеждения), остановлюсь на первом. Формулировались точные вопросы: кто должен помогать пенсионерам -- государство или родня? А брошенным и одиноким кто? Энтэвэшник Антон Хреков вопрошал специальных гостей студии, высокопоставленных чиновников: неужели помощь у нас возможна только на общественных началах, неужели только волонтеров и журналистов волнует судьба стариков? Энтэвэшник Глеб Пьяных потрясал газетой перед начальником управления Пенсионного фФонда: «Тут написано, как украли из Пенсионного фонда 1 млрд руб. Вы выяснили, кто это сделал?»

Если канал НТВ нашел возможным через день показать две дискуссионные передачи о самых беззащитных категориях населения (что там говорить, на практике просто отверженных), при этом продемонстрировав разные точки зрения и позабыв о желтизне, -- еще не все для него потеряно.

Самым притягательным зрелищем в феврале был показ в авторской версии фильма Олега Дормана «Подстрочник» на канале «Культура». И не только потому, что монолог героини представляет собой классический постулат -- большое социальное через личное психологическое. Похоже, мы еще и страшно соскучились по личности на телеэкране. По «говорящей голове» -- умной, харизматичной, талантливой.

Окончательно разочаровал «Гордон Кихот», превратившись из действительно авторской передачи Александра Гордона в клон и подобие ток-шоу «Судите сами». Нынешний «Кихот» совершенно не обязательно вести автору, его может вести кто угодно, хоть Андрей Малахов. Спрашивается, для чего было гробить оригинальный формат и зачем каналу две схожие передачи?

Самым интересным показалась студийная дискуссия по поводу начала шестого сезона «Остаться в живых». В студии «Закрытого показа», по принципу «Закрытого показа» и с ведущим «Закрытого показа», названная, однако, «Премьерой со зрителем». Сериал, что и говорить, выдающийся -- и по закрученности интриги, и по вложенным смыслам, и по актерским работам; как в свое время книга Роулинг, он захватил весь мир. «Самый популярный за историю телевидения сериал», как верно определил ведущий Гордон. Так вот, очень любопытно было наблюдать за участниками дискуссии. Федор Бондарчук весь в черном, сияя лаком туфель, заявил: ничего особенного, просто поработали социологи и психологи, разгадка успеха -- в сценарии и продакшне. Николай Бурляев твердил, что он-де имеет великую русскую литературу -- почему он должен смотреть то, что придумали двое, сидя у бассейна в Лос-Анджелесе? «Мы тоже делали фильмы у воды -- «Сорок первый» по Лавреневу (прямо как в старом советском анекдоте: «А зато у нас есть «Красный треугольник» и Кемеровский промкомбинат»). Мы сделаем фильмы глубже -- про «Нахимов» и «Курск». Ну, про «Нахимов» мы уже сделали -- не то что миру, и самому Бурляеву неизвестно о существовании этой картины...

Присутствовали в студии и умные, независтливые, которые поминали в связи с сериалом Сартра и Достоевского и гадали: а может, никто не выжил, и действие происходит в чистилище, где задаются самые важные вопросы, где каждый должен искупить вину, ведь на каждом герое грех? Дмитрию Быкову показалось, что красной нитью проходит мысль: человек есть бездна, и нельзя его приговаривать. Как всегда, интересно было слушать Даниила Дондурея.

...Сколько буду жить -- буду изумляться неспособности наших людей восхищаться качественным продуктом «врага». Да не все ли равно, кто произвел, если сделано супер?

Вера ЦВЕТКОВА, «Независимая газета»