|
|
N°35, 03 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Праздники не на нашей улице
Последнее впечатление (как и последняя фраза) запоминается пуще всего.
Праздник защитников Отечества затмил их поражения в Ванкувере. Масштаб эмоционального несчастия оказался несколько смягченным благодаря разнице во времени. Наши проигрывали по ночам, а мы об этом узнавали, проснувшись поутру.
ТВ ни в чем не виновато, кроме разве неумеренной возгонки патриотических ожиданий перед началом Игр. Тут такое дело: чем выше взлетаешь в мечтах и надеждах, тем больнее приземляться. Но не спортивным функционерам, для которых, как завещал зачинатель олимпийского движения Кубертен, главное действительно не победа, а участие.
Для них Ванкувер если не Ватерлоо, то Куршевель.
В Ванкувере вместе со спортсменами соревновались и комментаторы. Явными лидерами оказались Дмитрий Губерниев и Кирилл Набутов. Если бы они так часто не повторяли в разных сочетаниях, родах, падежах и склонениях слово «невероятный», цены бы им обоим не было.
Губерниев выглядел все-таки ярче благодаря таким афоризмам, как: «Юстина Ковальчик так бежит, что легче остановить белорусского бизона и поющего Кобзона». Проблема этих комментаторов в том, что они еще и немножечко шьют, то есть немножечко шоумены. И иногда путают свои роли.
Еще о чем можно пожалеть, так это о том, что «Первый канал» и холдинг ВГТРК отцепили от Олимпиады спортивные каналы НТВ+, а с ними, что особенно обидно, команду спортивных комментаторов. Помню туринскую Олимпиаду, где она присутствовала. Да и пекинскую тоже. Часто ведь важно не то, что смотришь; важны те, с кем смотришь. Те, кто за рамкой телеэкрана.
Другое примечательное событие месяца -- разразившаяся информационная война между «Первым» и «Россией» с одной стороны и «ТВ-Центром» -- с другой. Яблоком раздора стал поселок «Речник». По одну сторону баррикады -- Малахов, Кучерена, по другую -- Митволь, Платонов, Караулов. Чем-то она напомнила компроматные сражения 90-х. Уж не тенденция ли, однако?
Чья возьмет -- это вопрос не к ТВ. Вопрос решается за кулисами политической сцены.
Из художественных реалий проект номер один -- «Школа».
Уже первые серии дали понять, что герои сериала тинейджеры-девятиклассники не совсем дети, что они взрослые и по своему уровню физиологического развития, и по своей осведомленности о законах и нравах взрослого мира.
В школе и за ее стенами нарастает напряжение в отношениях между поколениями. Это нельзя не почувствовать. Извечный конфликт отцов и детей в наше время приобрел особую остроту. Дети рано взрослеют. Взрослые стремительно дряхлеют. И не телом, а мозгами. То там, то здесь можно услышать: «Старикам здесь не место».
А взрослые платят им озлобленностью и презрением, что заметно по характеру обсуждения сериала в Интернете.
Канал «Культура» отметился глубоким циклом Анатолия Смелянского «Живешь в таком климате», показ которого был приурочен к юбилею Чехова.
Юбилейный формат -- штука опасная своей заданностью. Немногим удается ее преодолеть. Смелянскому это удалось. Он просто прочитал все пьесы драматурга как один роман.
Что касается якобы исторических телефильмов «Осведомленный источник в Москве» и «Тухачевский. Заговор маршала», то это всего лишь беллетристика, где сама история не является предметом исследования, а утилизируется как упаковка авторского воображения. Тут с автора и не надо спрашивать документальной достоверности и доказательной аргументации. Можно спрашивать с него «за художественную убедительность». Так это совсем другой разговор.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»