Время новостей
     N°35, 03 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2010
Маленькие дети, не ставшие взрослыми
Смотрите на экранах Москвы с 4 марта
«О чем говорят мужчины» (Россия, 2010). Третий фильм «Квартета И» -- после «Дня выборов» и «Дня радио» на экран перенесен очередной спектакль популярной театральной труппы. На этот раз сюжета у пьесы вообще нет, это просто треп четырех друзей на пороге 40-летия. Кризис среднего возраста: все путем, карьера, деньги, любовницы, жена-семья-дети, но вдруг приходит в голову дурацкий вопрос, зачем, и оказывается, что на него тоже надо как-то ответить.

В ролях, как обычно, Камиль Ларин, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, неизменная Нонна Гришаева, а также Жанна Фриске, Олег Меньшиков, Алексей Кортнев и другие знаменитости в роли самих себя.

Снял фильм Дмитрий Дьяченко, который делал и «День радио». Для того чтобы в кадре хоть что-то двигалось, использован жанр роуд-муви, свои разговоры герои ведут в машине, направляясь в Одессу, где собираются немного отдохнуть, послушать «Би-2» и забыть о тяжелых обязанностях, ожидающих их в Москве.

Поскольку авторов текста волнует вовсе не интрига, а те мысли, что приходят в голову немолодым, но и не взрослым мужчинам мидл-класса, то и события, которые с ними случаются, довольно заурядны. Зато можно вволю хохмить, дурачиться и немножко «давать Гришковца» -- с должной мерой сентиментальности, ностальгии и иронии.

«Белая лента» (Австрия--Германия--Италия--Франция, 2009). Этот фильм, получивший главный приз Каннского фестиваля, имеющий номинацию на «Оскара», смотреть трудно, но надо. Хотя Михаэль Хайнеке, известный своим умением играть зрителям на нервах, в этой картине оказывается совершенным вегетарианцем -- не считать же сценой насилия изуродованное капустное поле. Тем не менее эта черно-белая лента о жизни небольшой деревни перед самым началом первой мировой войны именно о насилии, равно как и прочие фильмы Хайнеке. На этот раз его интересуют внутренние причины социального насилия, и ищет их он в особенностях воспитания. То, как мы воспитываем, учим и наказываем детей, и есть, по мнению знаменитого режиссера, наше общественное подсознание. Тут наш страх встречается с нашими желаниями, и что из этого выходит -- смотрите в истории ХХ века... Почему мир рухнул именно тогда, когда дети взбунтовались против морали отцов, сочтенной ими лицемерной, тоже хороший вопрос. Таких вопросов фильм задает больше, чем дает ответов, а начало, манящее сходством с детективным сюжетом, разочаровывает открытым финалом. Но в конце концов не столь важно, кто убил попугая, важно, как погиб гуманизм, казавшийся поначалу таким прочным мировоззрением...

«Алиса в Стране чудес» (США, 2010). Самый ожидаемый, самый простой и, кажется, самый дорогой в производстве фильм Тима Бертона, снятый по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. В роли Алисы -- австралийка польского происхождения Миа Васиковска, непременный Джонни Депп сыграл Шляпника, роли двух сестер-королев, Белой и Красной, разделили Энн Хэтэуэй и Хелена Бонем Картер. Остальные -- персонажи скорее анимации. Действие происходит сначала в реальном мире, потом переходит в загадочную Страну чудес, или Подземелье, где, впрочем, царят вполне знакомые законы. Красная Королева узурпировала власть и чуть что требует «голову с плеч», а основа ее могущества -- грозное оружие типа Бармаглот. Подданные ее боятся и ненавидят, но уже зреет заговор, и под лозунгом «Долой кровавую ведьму» угнетенные существа собирают силу, возглавить же их борьбу предстоит Алисе, выросшей и уже основательно подзабывшей свое прежнее знакомство с миром чудес. В сущности, тут все не как у Кэрролла и не как у Бертона, а скорее как у братьев Гримм, адаптированных для детского чтения. Вострый меч в руки и на битву с драконом -- ничего другого Алисе не остается.

На этот раз фильм снят в формате 3D, но поскольку в наших кинотеатрах очки довольно быстро портятся и пачкаются, лучше сходить в обычный зал -- все равно красиво.

«Апельсиновый сок» (Россия, 2010). Три роскошных актера -- Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин и Александр Яценко (его пока знают меньше, но это он играл в фильмах «Мне не больно» Балабанова, «Свободное плавание» Хлебникова), один интересный режиссер -- Андрей Прошкин («Игры мотыльков», «Миннесота»), лихо закрученная интрига, скромный бюджет -- вот из чего складывается эта мелодрама о смертельно больном богаче, который предложил фиктивный брак своей сиделке.

Андрей Прошкин рассказывает, что это абсолютно продюсерский фильм, что идея сценария принадлежит Сергею Бодрову-старшему, что он взялся его снимать в ожидании начала съемок «Миннесоты» и что с актерами ему было очень легко. Фильм как будто выходит к женскому дню, но, честно говоря, он мало похож на легкую праздничную комедию, так что на это и не рассчитывайте. Хеппи-энда не будет.

«Камера 211» (Франция--Испания, 2009). Неожиданный кассовый успех этого фильма (при бюджете в пять с лишним миллионов долларов в мире собрано около 16) заставляет присмотреться повнимательнее к картине, снятой 40-летним Дэниелом Монсоном, особо доселе ни в чем таком не замеченным.

Камера в данном случае -- это именно тюремная камера, жанр фильма -- психологическая драма, в главной роли -- Альберто Эмманна, сыгравший начинающего тюремного надзирателя Хауна, которому пришлось прикинуться заключенным. Внедренный в опасную камеру во время тюремного бунта Хуан должен найти общий язык с преступниками, и это удается ему явно лучше, чем все, что он делал прежде. В сюжете есть натяжки, но в целом эта тюремная история затягивает и увлекает, а что еще от нее нужно?

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино